Порода лошадей шайр описание. Порода самой крупной лошади — английский тяжеловоз (шайр). Питание лошади шайр

У типичных представителей шайрских тяжеловозов должна быть большая, тяжёлая голова с большим, широким лбом. Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей (Шайр) не должна иметь уши слишком маленькие или большие.

Ровная и короткая должна плавно перетекать в короткую и сильную спину. Задняя часть туловища у породы лошади Шайр должна быть мощная и большая, а хвост посажен высоко. Сильные и мощные передние и лошади, с большими и крепкими копытами, у лошади соединяются мускулистыми предплечьями.

Шайрские тяжеловозы официально признаны самыми сильными, большими и тяжёлыми лошадьми.

Шайры в упряжке

Порода лошадей Шайр родом из Англии, а предками были кони, на которых рыцари совершали свои крестовые походы. Учитывая историю происхождения Шайров, эти лошади были признаны одними из древнейших тяжелоупряжных пород в мире, хотя точной даты её становления нет.

Ещё в конце XII – начале XIII столетия английский король Джон издал указ о ввозе в страну большого количества крепких голландских (флемишских) жеребят, которые и стали родоначальниками Шайрских тяжеловозов.

Несмотря на то, что дата появления этой породы неизвестна, абсолютно точно установлено, что в XVI веке английское правительство стало усиленно заниматься разведением лошадей с ильным , а в экстерьере могучими и величавыми. Для глав государства того времени было очень важно, чтобы лошади выращивались именно на территории Англии, поэтому издавались указы, запрещающие ввоз взрослых коней или жеребят большого роста.

Величественная мощь

В то время лошадей пород Шайр использовали исключительно, как военных лошадей. И только после того, как турниры и вооружённые рыцари прекратили своё существование, эту породу стали использовать, как упряжную.

Конец XVI века явил собой прогресс в военной сфере, в результате чего доспехи конных рыцарей стали значительно легче. Это позволило им пересесть с мощных, способных тащить на себе кучу железа увальней, на более легких и проворных рысаков. Таким образом, «большой лошади» пришлось впрячься в повозку, где она и нашла свое основное применение. Из восхищенных свидетельств того времени известно о лошадях, возивших 3,5 – тонные грузы в нашем понимании – по бездорожью.

Томас Бландвиль жил как раз в тот отрезок времени (с 1561 по 1602 год), когда на остров стали завозить лошадей Шайр немецких, фламандских и фризских пород, о чем он и поведал потомкам. Наибольшее влияние на формирование английской породы, в отличие от немцев, оставили фламандские и фризские гены. Фризы привнесли благородства в облик англичанки, придав ее движениям раскованности и легкости. Однако фландрийской крови примешалось больше, благодаря фламандским осушителям болот. Они завезли своих медлительных «тяжеловесов» для работ в Восточную Англию, да так и оставили, в прямом смысле – «на развод».


Вороной окрас

Из-за превалирующего вороного окраса фландрийских предков, в 17-м веке «большая лошадь» получила название Большая, английская и вороная, или просто – «английская вороная», как назвал ее Оливер Кромвель. С тех пор определение прижилось именно по отношению к большому английскому тяжеловозу, предку нынешнего шайра.

Начиная с XVIII века шайрскую породу переквалифицировали в сельскохозяйственную. Лошади Шайр массово стали использоваться для работ на фермах и полях. В то время, когда сельское хозяйство стало развиваться огромными скачками, Шайры помогли становлению ни одной крупной ферме.

Селекционер Роберт Бейквелл, живший в 1725–1795 годах, занимался улучшением лестерширской породы с помощью самок из Фландрии. Да настолько успешно, что выведенный им вид назвали «бейквеллской вороной».

Шотландия обзавелась своей большой тяжелой лошадью – клейдесдальской, в формировании которой не последнюю роль сыграла порода лошадей шайр. Эти «шотландцы», весьма популярные, и не только в Великобритании, довольно схожи с шайрами, но уступают им в размере и весе.

К XIX веку популярность шайров на родине достигла апогея. Да так, что ими стали интересоваться заграничные заводчики, селекционеры и коммерсанты. Племкнига ежегодно пополнялась тысячами голов, из которых до 1000 – жеребцы, 3–4 тыс. – кобылы. Выставки представляли по 600–700 лошадок.

1836 год ознаменовался для шайров первым пересечением Атлантики, что дало толчок массовому завозу этой породы в Штаты, но лишь спустя полвека. Небольшие и относительно тонкокостные американские кобылы, благодаря шайрским жеребцам, стали плодиться довольно рослыми жеребятами, что не ускользнуло от внимания ковбоев. 400 шайров импортировали американцы только в 1887 году. К концу XIX – началу XX века даже першероны, наиболее многочисленная порода тяжеловозов США, вынуждены были несколько поступиться на рынке грузоперевозок косматым английским великанам с аристократическим аллюром. Из 6700 жеребят, записанных в племкнигу за три года (1909 – 1911), 80% родились уже в Америке.

На сегодняшний день, когда порода лошади Шайр чуть не потерпела своё исчезновение, проснулся массовый интерес к этим древним тяжеловозам. Многие стараются возродить породу лошадей Шайр, и хоть зарегистрированных голов на сегодняшний день гораздо меньше тысячи, всё же ценители этих богатырей не теряют надежды.


Жеребенок шайры

Россия конца XIX – начала XX веков испытывала потребность в крупных лошадях для транспортировки тяжелых грузов. Шайры подходили как нельзя лучше для выведения такой породы.

Главной особенностью пород шайров, по замечанию князя Урусова, была их требовательность к корму, точнее – к его количеству. Потомки лошадей шайров могли оправдать надежды лишь при обильном кормлении и тщательном уходе, что возможно исключительно в странах с подходящими природными и социальными ресурсами. В сравнении с другими породами, шайры конечно, едят больше. Требуя то же количество концентратов, они должны быть щедро вознаграждены сеном и травой.

Еще об одной немаловажной детали селекции, в которой используется порода лошадей шайр, упоминается автором «Книги о лошади». Это необходимость в подходящей по форме кобыле для жеребца – шайра. Самку нужно выбирать очень тщательно, в противном случае могут родиться особи, далеко не соответствующие ожиданиям.

Видимо, вследствие весьма прихотливой процедуры селекции самых крупных пород, в России предпочтение отдавали скрещиванию с более мелкими клейдесдалями.
Однако, судя по родословным владимирских тяжеловозов, шайры добавили свою лепту в разведение этой гордости российского коневодства.


Послушный нрав

Специально для породы шайр племенную книгу завели в 78 году XIX века, а через 7 лет заводчики шайров основали свое Общество. Вороной «Слепой жеребец из Пэкингтона», чья кличка запечатлена в первом томе студбука наиболее часто, может считаться родоначальником современных лошадей этой породы. Через 12 лет племкнигу закрыли, и заносился лишь приплод от особей с регистрацией.

Сейчас племенная книга построена по так называемому – «трехступенчатому» принципу. Чистопородным животным отведен основной раздел. Кобылка, родившаяся от регистрированного жеребца и незарегистрированной кобылы попадает в подраздел «A». Потомство от кобылы из этого раздела и жеребца из главного, записывается в раздел «B», а уже от «брака» самки из «B»-класса с зарегистрированным жеребцом получается чистокровная кобыла. В селекции используются только самки, полученные в результате таких случек.

Учет в книге весьма строг. Отцовство подтверждается необходимым тестом на кровь, чтобы вписать приплод в какой-либо раздел. В наше время широко используется ДНК-тест.


Добродушный гигант

Общество любителей и заводчиков

Эта организация имела привилегированный статус. Буквально с основания Общество любителей и заводчиков опекала английская королевская семья. Три года (1886–89) оно возглавлялось королем Эдуардом Седьмым, который мог похвастаться двумя чемпионами, выращенными на его заводе.

Современное состояние породы

В современном мире лошади играют скорей эстетическую и историческую роль. Не исключение и порода лошадей шайр, хотя в некоторых регионах она все еще эффективно используется на практике.

В основном эти красивые лошади – неизменные участники всевозможных выставок и конных представлений, где они участвуют в турнирах, смотрах и аукционах. Англичане известны своей консервативностью, и отчасти благодаря ей, современное состояние породы Шайров внушает оптимизм.

Шайр является породой лошадей, которую вывели в Англии скрещиванием фризского и фламандского видов. Этот конь применялся только в военных целях, но затем его стали использовать для перевозки грузов во время сельхозработ, в спорте, туризме и т. д. Основой для скрещивания послужил бельгийский тяжеловоз, широко известный в Средние века. После получения результата англичане продолжили ее улучшение.

Шайр является породой лошадей, которую вывели в Англии на основе средневековых, боевых коней скрещиванием фризского и фламандского видов

Внешний вид

Порода шайр хотя и имеет древнее происхождение, на самом деле включает в себя много разных по весу и размеру лошадей. Этот жирный конь в зависимости от модификации может везти повозку с грузом неспешным шагом, тащить плуг или участвовать в скачках.

Как утверждают многие коневоды, порода лошадей шайр считается одной из самых крупных в мире.

Выглядит животное следующим образом: оно характеризуется пропорционально развитым телом, что отличает эту лошадь-тяжеловоза от других подобных животных. У скакунов широкая грудь, большой крестец, мощная спина. Этот жирный конь обладает большой силой и огромной выносливостью . Довольно разнообразны и масти, которые имеют животные. Они хорошо питаются, и их тело всегда в великолепной форме.


Шайр обладает большой силой и огромной выносливостью

Основные параметры следующие:

  1. Масть лошадей этого типа может быть серой, гнедой или рыжей.
  2. Это самая высокая лошадь в мире, так как ее рост в холке может быть от 164 до 180 см.
  3. Для коней этой породы типичны белые чулки на ногах (обычно они бывают на задних конечностях).
  4. Практически у всех скакунов этого типа на голове есть лысина.
  5. Ноги сильные и прямые. Несмотря на то что подобный жирный конь выглядит тяжеловесом, ход у него довольно легкий.
  6. Грива состоит из длинных, немного вьющихся волос, хвост у некоторых видов этих, самых крупных лошадей в мире, иногда достает земли, поэтому хозяева часто укорачивают его до нужной длины.
  7. Вес животного может составлять 1000-1200 кг.

Шайр – порода тяжелоупряжных лошадей (тяжеловозов), родиной которых является Англия. Шайры уверенно держат пальму первенства среди «великанов» конного мира и являются самыми высокими лошадьми на планете. Именно представителю этой породы принадлежит мировой рекорд по росту среди лошадей. В XIX веке в маленьком английском городке Бедфордшир проживал «малыш» ростом 2,2 метра и весом 1,52 тонны. Звали его очень символично «Самсон».

Любуясь этими могучими созданиями, испытываешь легкий диссонанс. В голове не укладывается, как в таких больших, сильных и мускулистых гигантах могут уживаться эти качества и удивительная изящность, милая красота и добрый нрав. Когда смотришь на этих лошадей, захватывает дух, а когда сидишь на них, то ощущаешь головокружение. Они величественны, красивы и очень сильны.

Происхождение названия

Название породы происходит от английского слова «shire», что переводится как графство . Так, во многих названиях графств Англии, например, таких как Кембриджшир, Глостершир, Хемпшир и прочих, слово «shire» применяется во второй части названия.

Если же разбирать этимологию названия породы подробнее, то выяснится, что «прародителем» слова «шайр» является древнесаксонский термин, который подразумевал под собой определённую границу или разделение.

И сегодня в Англии существует сленговый термин, обозначающий центральную часть этого государства. В частности, «Шайрами» называют центральные графства Англии.

При этом, как считается, «лошадь из центральных графств» получила свое нынешнее название благодаря королю Генриху VIII. Если верить истории именно этот король по прозвищу «медный нос» первым назвал гигантских лошадей шайрами.

История породы

Происхождение шайров, как одной из древнейших пород, теряется в глубине веков. Исторические свидетельства (документы и археологические находки) говорят о том, что еще в І веке н.э . покорители Британии римляне отмечали присутствие на острове гигантских и величественных лошадей. Также могучие тела лошадей запечатлены на старинных монетах и посуде.

Есть все основания считать, что шайры являются прямыми потомками так называемой средневековой «большой лошади», которая использовалась в основном для военных нужд и попала на британские острова вместе с нормандскими завоевателями.

В дальнейшем порода крупных лошадей только набирала популярность в Англии. «Большая лошадь» с успехом справлялась с серьезными физическими нагрузками. Она спокойно могла везти на себе рыцаря в доспехах, вес которого порой достигал 200 кг . Сила и отважность в сочетании с ее красотой стали причиной использования лошади в рыцарских турнирах.

К выбору лошадей для своих доблестных рыцарей в Англии относились очень трепетно. Так, королевским указом от 1541 года была утверждён запрет на использование в разведении жеребцов ниже определенного роста и комплекции. За нарушение указа было установлено строжайшее наказание.

От большой до английской и вороной

В дальнейшем с ростом промышленности и сельского хозяйства возникла необходимость в перемещении больших объемов груза. Именно для таких перевозок начали использовать «больших лошадей».

«Большая лошадь» из рыцарской постепенно начала превращается в упряжную. Хроники XVI века свидетельствуют, что на разбитых дорогах Англии в ливень и стужу часто встречаются лошади, способные перемещать груз весом более трех тонн. Вместе с ростом промышленного и сельхоз производства росло поголовье «больших лошадей».

Как раз в этот период в Англию были завезены фризские, фламандские и немецкие лошади. И, как оказалось, в итоге не все немецкое является качественным и эффективным.

Так, «кровь» немецких жеребцов не оказала значительного влияния на формирование породы шайр. Зато фризийские и фламадские крепыши внесли свою лепту в то, что сейчас называют «Шайр». Фризийцы добавили в образ «большой лошади» некую легкость и гибкость в движении, а фламандцы окончательно сформировали внешний облик и характер.

В XVII столетии благодаря вороной окраске фламандских лошадей, которая передалась при скрещивании, «больших» начали называть «английской вороной». Как свидетельствуют источники, автором этого названия стал знаменитый английский государственный деятель и полководец Оливер Кромвель.

Но все же считается, что основоположником всего рода шайр и первым из этой породы был жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепой жеребец из Пэкингтона), живший во второй половине XVIII ст. в маленькой деревне Пэкингтон графства Лестершир.

Доподлинно не известно по какой причине жеребец получил эту специфическую кличку. Был ли он действительно слеп или просто его хозяева имели настолько оригинальное воображение.

В XIX веке шайры стали самой востребованной и знаменитой тяжеловозной породой в Англии. Такая популярность не могла остаться незамеченной со стороны иностранных коневодов-профессионалов и просто любителей.

В конце XIX века начался массовый завоз лошадей на Североамериканский континент, а вначале XX шайры появились и в России.

Племенная книга

В 1878 году образовано Староанглийское общество племенных лошадей и создана первая племенная книга. В комментариях к первому изданию сэр Уолтер Гилбей пишет о храбрости, силе и красоте породы, покорившей великого римского политика и полководца Юлия Цезаря.

В 1884 году Староанглийское общество племенных лошадей переименовывается в Общество шайрских лошадей. Сегодня племенная книга состоит из трех разделов. В первом разделе регистрируются абсолютно чистокровные лошади. В следующие разделы заносят лошади, родившиеся в результате «мезальянса».

Племенной учет ведётся очень строго и контролируется на самом высоком уровне . Для регистрации в любом из разделов племенной книги необходимо обязательное подтверждение отцовства. Ранее для определения отцовства проводили тестирование крови, но с развитием высоких технологий уже тестируют ДНК.

Экстерьер

Шайры – крупная упряжная порода лошадей. Части тела пропорционально развиты. Спина широкая, короткая и сильная. Круп длинный и мускулистый. Голова массивная с широким лбом. Уши заостренные. Хвост высокопосаженный и пушистый. Мощные и мускулистые ноги. Копыта большие и крепкие. На нижних суставах пушистые кисти – «фризы».

  • Высота в холке: 165- 185 см.
  • Вес: 800 – 1225 кг.
  • Масть: вороная, гнедая, караковая, серая, на ногах и голове часто встречаются белые отметины.

Фото

Особенности характера

Характер уравновешенный и стабильный. Легко поддаются управлению и дрессировке. Из всех существующих походок лучше всего шайрам подходит аллюр. Чтобы привести лошадь в галоп необходимо достаточно усилий, равно как и остановить её после этого. Так что, если не уверены в своих силах и навыках, лучше не рисковать и наслаждаться аллюром.

Уход и питание

Шайры, будучи лошадьми сельскохозяйственного предназначения, в уходе весьма неприхотливы , поэтому не нуждаются в каком-то специальном уходе.

Однако необходимо регулярно уделять внимание фризам (кисти на ногах). Нужно тщательно их чистить, мыть и сушить. В противном случае у лошади могут появиться мокрецы (форма дерматита, поражающая ноги лошади в районе фризов).

Что касается питания, то и тут шайры не отличаются от большинства лошадей. Качественное сено, иногда небольшое количество пищевых добавок, а летом обязательный выгул на пастбищах с сочной и свежей травой. Естественно, не нужно забывать, что этим добронравным великанам необходимо вдвое, а то и втрое больше корма, чем более мелким породам.

Современное использование

Сегодня шайры являются одной из самых любимых и востребованных пород среди коневодов-профессионалов и просто любителей лошадей. Эти сильные и милые лошади очень нравятся детям.

Для сельскохозяйственных нужд используются нечасто. Их очень любят хозяева и поэтому берегут. Также шайров можно увидеть, как на специализированных выставках и шоу, где участвуют только лошади этой породы, так и на общих коневодческих мероприятиях.
Любите этих чудесных животных, и они ответят вам тем же .

Какой породы самые маленькие, каждый человек ответит без запинки - пони. А если задать вопрос о самой крупной породе лошадей? Здесь быстро ответить не каждому под силу. Самая крупная порода лошадей - шайр. Давайте узнаем больше про их внешний вид и происхождение.

История появления

Чтобы узнать, откуда появились лошади породы шайр, надо оглянуться на много столетий назад. Ученые говорят, что к их появлению на Британских островах приложили руку еще древние римляне. Так это или нет, точно сказать сложно. Но можно с уверенностью сказать, что прародителями современных шайров были лошади Вильгельма Завоевателя, который в борьбе за Англию использовал боевых коней, вселявших страх в англичан одним своим видом.

Со временем, путем смешения местных пород крупных лошадей, и появились шайры. Немало труда в тщательную селекцию шайров вложил ученый Роберт Бейквелл. В середине XVII века путем скрещивания с лучшими представителями лошадей-тяжеловозов он вывел на свет улучшенный вариант шайрских лошадей, которые своей силой и мощью прославились на весь материк.

Знаете ли вы? Самый большой конь по кличке Мамонт был зарегистрирован в 1846 году, его рост 220 см признали самым высоким за всю историю.

Характеристика и описание породы

Главная особенность шайров - пропорционально развитые части тела. Широкая и крепкая спина и крестец обеспечивают огромную работоспособность и силу.

Рост и масса

Высота в холке колеблется от 1 м 65 см до рекордных 2 м 20 см. Вес от 900 кг до 1200 кг, но известны животные, масса тела которых достигала 1500 кг. Кобылы несколько ниже - их рост колеблется в пределах 130–150 см.

Важно! Для полноценного развития шайрам необходимы ежедневные физические нагрузки и полноценное питание. Такой конь ест почти в два раза больше обычного. В сутки он съедает приблизительно 20 кг сена.

Экстерьер

Давайте узнаем, как же выглядят эти знаменитые на весь мир тяжеловесы - голова у них крупная, глаза и ноздри большие, нос с небольшой горбинкой. По форме туловище немного напоминает бочку. Длинная и мощная шея, плавно переходящая в широкую и сильную спину, мощная грудь и мускулистые ноги с широкими копытами - вот так выглядят тяжеловозы породы шайр. Массивная челюсть является нежелательным признаком.


Масть

У шайров богатая расцветка - встречаются гнедые, рыжие, вороные и серые лошади. В общем, выбор расцветки удовлетворит даже самых привередливых любителей животных. Среди кобыл встречаются чалые экземпляры. Но племенные стандарты допускают наличие белых пятен на теле . Интересной особенностью этой породы является наличие белых чулочков на задних ногах и лысин за ушами.

Характер

Глядя на представителей породы самых больших лошадей в мире, невольно представляешь себе их крутой и необузданный нрав. Но на самом деле это абсолютно не так. Шайры обладают спокойным и покладистым нравом. Они легко обучаемы. Благодаря этим качествам их часто скрещивают с племенными скакунами, в результате чего на свет появляются жеребцы, которые в дальнейшем идеальны для участия в соревнованиях и троеборье.

Важно! Оптимальный вид походки для коня - аллюр. Шайров сложно заставить бежать галопом. Кроме того, справиться с гигантом на такой скорости, а также затормозить его под силу далеко не каждому наезднику.

Отличительные особенности

Внутри коней-тяжеловозов тоже существуют свои особенности. Например, шайры из Йоркшира отличаются выносливостью, внешне они более сухопарые, а вот шайры из Кембриджа обладают более густыми фризами (волосы в низу коленного сустава).

Порода сегодня

В связи с автоматизацией многих промышленных процессов в 50-х годах ХХ века интерес к этой породе несколько поутих. Но популярность тяжеловозов шайр за границей, их участие в выставках и соревнованиях спровоцировали новый скачок роста их популярности. На сегодняшний день шайры активно участвуют в конкурсах по вспашке полей, в скачках, на выставках. Также их часто можно встретить в упряжке, везущих пиво или квас на различные городские праздники.
Эта порода лошадей заслуженно считается достоянием Англии. И дело не только в том, что они оттуда родом. Именно шайры помогали «поставить на ноги» промышленность материка: судостроение, железные дороги, сельское хозяйство, перевозка грузов - в каждой отрасли трудолюбивые тяжеловозы шайр были надежными помощниками англичан.

Можно сказать, что приручение лошади вывело человека на новый уровень. Ему стало проще обрабатывать землю, выгоднее заниматься торговлей и удобнее путешествовать. Каждое направление деятельности выдвигало свои требования к силе, выносливости, скорости и внешнему виду животных. Так появились различные породы лошадей.

Особую нишу заняли лошади-тяжеловозы. С их помощью можно было перемещать различные грузы на большие расстояния. Мощные красавцы легко выдерживали вес рыцарей в боевом облачении. Кроме того, их использовали как тяговую силу на производстве и строительстве. Одна из самых известных пород тяжеловозов берет начало в средневековой Англии - это лошади шайр. Попробуем рассмотреть эту породу более подробно.

Как все начиналось

Знатоки истории Англии утверждают, что первые упоминания о крупных и выносливых лошадях, ставших родоначальниками новой породы, встречаются в 1066 году. Скорее всего, они попали в страну в эпоху правления Вильгельма І, названного Завоевателем. Но точных сведений об этом не сохранилось.

Для выведения особой породы местных производителей с фладрскими и фризскими лошадьми. Эта работа велась несколько столетий, а ее результат превзошел самые смелые ожидания.

Дальнейшее развитие породы

Многие правители Англии интересовались разведением лошадей. Так, например, король Генрих II, занявший престол в 1154 году, приказал ввезти на территорию страны крупных лошадей из Фландрии для улучшения породы.

Правительству Генриха VIII принадлежат первые государственные акты, запрещающие разводить тяжелоупряжные породы, рост которых меньше 154 см. Для увеличения роста рекомендовалось скрещивать шайров с немецкими, бельгийскими и голландскими породами.

Значимую роль в развитии «великих лошадей» сыграла королева Елизавета, вступившая на престол в 1558 году, она также требовала от правительства увеличения поголовья тяжеловозов.

Чтобы достигнуть оптимальных параметров породы, заводчикам запрещали пускать на племя представителей, параметры которых были меньше, чем нижняя граница промеров. За этим следили, а начиная с 17-го века заводчиков могли наказать за подобные несоблюдения. При экспорте за пределы Англии лошади также проходили тщательный контроль. Особей с недостаточным ростом вывозить запрещалось даже в Шотландию и Ирландию.

В 1878 году была издана племенная книга, в которой был указан родоначальник новой породы. Эта честь досталась жеребцу-производителю с забавной кличкой Слепая Лошадь. С этого момента шайрская порода отслеживается подробно.

Скорее всего, родоначальник породы не был слепым, это просто воображение хозяина, но некоторые историки утверждают, что подобный дефект имел место.

Собственно, в 1878 году организовалось общество коннозаводчиков, специализирующихся по разведению шайров. А в 1880 году был учрежден специальный студбук, в котором сохранялись важные сведения о породе. Как только английский тяжеловоз стал предметом специальных выставок, в студбуке стали фиксировать отобранных для показов жеребят, кобылиц и взрослых жеребцов.

Интересно отметить, что английские тяжеловозы не сразу обрели свое название. Сначала встречалось название Great Horse, что переводится как «великая лошадь». Позже породу стали называть староанглийской и английской. В 18-м веке часто встречалось название «английская вороная» и «линкольнширский гигант». Затем за породой было закреплено название «шайр», что можно перевести как «граница» или «графство».

Внешний вид жеребцов

Лошади шайр выделяются особым Селекционеры уделили этому моменту большое внимание. По стандарту жеребцы могут быть трех мастей:

  • вороные;
  • гнедые;
  • серые.

В окрасе допустимо небольшое количество белых пятен. Это может быть стрелка на морде ото лба до кончика носа или белые чулки.

Жеребцы по стандарту породы не могут быть меньше следующих параметров:

  • рост в холке - от 173 см и выше;
  • допустимый вес лошади - от 900 кг (в среднем это 1100-1200 кг);
  • обхват грудной клетки начинается с 215 см (средний показатель - 255 см);
  • пясть передней конечности - не менее 25 см в обхвате.

По пясти судят об общем развитии костяка и сухожильно-связочного аппарата животного. Это часть ноги между запястьем и бабкой (путовой костью). Строение пясти различно у лошадей разных направлений. Для тяжеловозов характерна округлая форма, на которой сухожилия не вырисовываются, а прощупываются.

Внешний вид кобыл

Для чистоты породы внешний вид и стать кобыл также имеет значение, но здесь допустима некоторая вольность. Так, например, к трем основным мастям можно добавить чалую. Кроме того, не так строго регламентируется количество белых отметин. Их может быть больше, чем допустимо для жеребцов.

При измерении параметров кобыл всегда учитывается, что они несколько мельче и ниже. В этом случае минимальный рост лошади отсчитывается от 163 см в холке.

Отличительные особенности экстерьера

Кроме роста, веса и обхвата грудной клетки, существует целый ряд особенностей экстерьера породы. Для всех представителей характерна массивная голова с широким лбом. Нос имеет характерную горбинку. Уши не слишком крупные, скорее, средние по размеру. Все лошади шайр имеют короткую шею с высоким выходом, прочную короткую спину, мускулистые плечи и крутые лопатки. Для породы характерен длинный и широкий круп с высоко поставленным хвостом.

Лошади имеют пышную ниспадающую гриву. Она может быть длинной или средней, часто хозяева заплетают для красоты особые косы разного вида. Иногда в них вплетаются ленты или цветные нити. Некоторые хозяева предпочитают декоративные стрижки для грив своих питомцев. Поскольку лошади шайр часто участвуют в соревнованиях и выставках, то внешнему виду гривы придается очень большое значение.

Особое внимание уделяется ногам. Они должны быть длинными, сильными и мощными. На запястном и скакательном суставах отрастают пышные и мохнатые фризы, придавая породе особый шик. Копыта должны быть крупными, чтобы выдержать вес животного. Чаще всего они полностью скрыты под так называемой щеткой (фризой).

Внутрипородные типы

Исторически сложилось, что внутри породы животные подразделяются на несколько типов. Шайры, выращенные йоркширскими коннозаводчиками имеют более сухое телосложение и обладают большей выносливостью. Животные, выращенные в Кембриджшире и Линкольншире, имеют более выраженные щетки на ногах и более костистое сложение.

Попытки далекого экспорта

На территории Европы порода приживалась отлично, что вело к ее высокой популярности. Но в 1853 году несколько шайров было вывезено в Америку. Перевозить животных было достаточно затратно и сложно, поэтому США до 1880 года в импорте английских тяжеловозов были не особо заинтересованы. Однако европейская порода в Америке составила достойную конкуренцию местным тяжеловозам першеронам. Примерно с 1910 года лошади не только ввозились на территорию страны, но и разводились на месте. В этот период почти 80 % всего мирового поголовья шайров выращивалось именно в США.

На территорию России шайры завозились только с целью выведения и улучшения местных тяжелых пород. Так, например, кровь шайров присутствует у владимирских тяжеловозов. Их характеристики были лучше, но этого оказалось недостаточно, чтобы «англичане» вытеснили отечественных «силачей».

Мировой рекордсмен

Тяжеловоз шайр считается самой крупной лошадью мира. Этой породе принадлежат рекорды роста и веса. Даже среднестатистические представители поражают воображение своими габаритами и мощью. Что уже говорить о признанном рекордсмене! Мировой рекорд принадлежит самому крупному шайру по кличке жеребец имел рост в холке 219 см, а вес лошади превышал 1520 кг. Рекорд был установлен в 1846 году, изначально жеребенка назвали Самсоном, но потом его кличку изменили.

Родиной рекордсмена является Тоддингтон Миллс, Бедфордшир.

Знатные представители

Благодаря точному учету и полным спискам выставочных животных до нас дошли имена наиболее ярких представителей породы тех времен:

  • Линкольн 1345.
  • Мачлесс 1509.
  • Вильям Конкверор 2343.
  • Джон Буль 1180.

Эти жеребцы стали прародителями большого количества чемпионов породы. Они дали несколько линий выставочных представителей с мощной статью и солидным ростом.

Сегодня самым крупным шайром в Европе считается жеребец Крекер. По данным 2007 года его рост - 198 см, а вес превышает 1200 кг. Родина Крекера - Линкольншир. В мире же самым крупным является шайр из Австралии Нодди (в некоторых источниках Нобби). Его рост - 205 см.

Как ухаживать за английским тяжеловозом

Нельзя сказать, что содержание шайра сильно отличается от содержания других тяжелоупряжных пород. Поскольку животное крупное, оно требует большего количество кормов. Сена и свежей травы в сутки уходит до 17 кг. Лошади-рекордсмены требуют в сутки более 25 кг корма. Концентрированные подкормки применяются редко, подкормки для выгонки роста не применяются вообще. В качестве концентратов можно использовать травяную муку и жмых. Суточная доза такой подкормки - около 7 кг. Шайры любят яблоки, свеклу и морковку. Важно не забывать давать лошади чистую воду.

Уход за гривой и хвостом для этой породы обязателен. Если у животного длинные фризы на ногах, то их тоже регулярно моют и вычесывают. Для гигиенических процедур используют специальные шампуни и кондиционеры. Плетение кос сохраняет гриву и хвост от спутывания.

Как и для других пород, для шайров необходимо соблюдение чистоты в конюшне. Важно, чтобы подстилка в стойле была сухая. При недостаточном уходе ноги животных подвержены мокрецам. Особенно часто эта проблема наблюдается у лошадей с грубым и жестким волосом в области фризов. Для профилактики мокрецов лошадям моют ноги, обсушивают их и притрушивают мелкими опилками. Через какое-то время опилки вычесывают из фризов.

Животное должно иметь возможность ежедневно двигаться. Обязательно проводить длительные прогулки и подвергать разумным нагрузкам.

Характер

Шайры отличаются удивительно покладистым нравом. Эта лошадь не боится работы, она послушно выполнит любую команду. Недовольство и раздражение проявляются крайне редко. Доброта, верность и послушание - основные черты характера животного.

Наездники, представляющие лошадей на выставках и соревнованиях, знают, что для управления таким конем нужна сила и уверенность. Великаны легко переносят грузы, их поступь плавная и размеренная, а вот пустить их в галоп - дело нелегкое. А учитывая мощь, еще и опасное. Кроме того, остановить галопирующего шайра довольно сложно, поэтому подобные эксперименты проводят нечасто.

Как дела обстоят сегодня?

Технический прогресс поставил английских тяжеловозов на грань выживания. Их поголовье критически снизилось. Сегодня в Европе всего несколько сотен шайров. По этой причине чистопородные жеребята шайра ценятся у знатоков очень высоко. Каждый из них фиксируется и отслеживается.

Заводчики всеми силами стараются повысить поголовье и сохранить породу, но это нелегкий труд. До сих пор ведется племенная книга, в которую по трехступенчатому принципу заносятся все жеребята. Основной раздел отведен для чистопородного потомства.

Для «половинчатых браков» существует особая классификация. Потомство (кобылки) от зарегистрированного жеребца и незарегистрированных кобыл относят в категорию «А». Далее эту новую кобылку покрывает зарегистрированный жеребец, и их потомство (кобылки) переходят в категорию «В». Кобылка из категории «В» покрывается зарегистрированным жеребцом, и это потомство считается чистокровным. К селекции допускаются кобылы только чистокровного происхождения.

Чтобы доказать отцовство, каждый жеребенок подвергается ДНК-тесту, на основании которого заносится в определенную категорию.

Как изменялся подход к использованию породы

Сильный и выносливый конь шайр был способен нести на спине большой груз. Такая лошадь в 16-м веке оказалась незаменимой при проведении военных операций, поскольку кольчуги, доспехи и оружие имели немалый вес. Однако постепенно облачение военных менялось, а уходили в историю, потребность в тяжеловозах для армии становилась меньше.

19-й век дал толчок развитию сельского хозяйства и торговле. Шайрская основной рабочей силой на фермах, в портах, на железной дороге. Тяжелые упряжи передвигались и по городским дорогам, и за пределами городов.

С появлением машин, грузового транспорта и трамваев выращивать и кормить тяжелоупряжных лошадей стало невыгодно. Мелкие фермеры переключились на более экономичные породы. Это чуть не стало причиной полного уничтожения породы, которая потеряла привлекательность. Однако благодаря энтузиастам своего дела порода сохранилась.

Сегодня шайр - лошадь, цена которой сравнима с элитными скакунами. В России стоимость английского тяжеловоза составляет примерно около 1 миллиона рублей. Породу используют для выставок и состязаний. Часто породистые жеребцы участвуют в рекламных акциях и съемках роликов. Особую популярность шайры снискали у производителей пивной продукции. Их запрягают в рекламные тележки, загруженные пивными бочонками.

Однако все это не значит, что лошади утратили навыки сельскохозяйственных и грузовых работ. Они с легкостью потянут карету, груженую повозку и плуг. Особи, которые не подходят для селекционной работы, могут встречаться на фермах и частных подворьях.

Лошади породы шайр весьма выносливы, сильны и в то же время грациозны. Таких животных нельзя не любить, они восхищают своим видом и умом.