Как научить летать птицу. Родительское воспитание и обучение Как птицы учат летать птенцов

Прежде всего, следует оговориться сразу, что не рекомендуется допускать свободный полет вашей птицы на открытом воздухе. Период, когда ваша птица учится летать, очень важен для ее психического развития, а для взрослой птицы полеты являются хорошей тренировкой.

Птицы, которые научились летать, становятся более уверенными в себе и независимыми. Вы можете помочь в этом вашему питомцу, соблюдая ряд правил:

1. Важно создать безопасную окружающую среду для первых неуклюжих попыток полета. Всегда держите вашего птенца поближе к полу на высоте, равной журнальному столику или кровати.

2. Уберите все хрупкие предметы, которые могут быть повреждены в процессе первых полетов. Закройте окна и двери, изолируйте из комнаты других домашних животных. Даже малейшая рана, полученная от кота или собаки, может привести к смерти птицы в течение часа из-за бактериальной инфекции.


3. Не паникуйте, если первые полеты вашей птицы заканчиваются падением. Летать птице дано, и когда придет время она с легкостью это сделает сама.

Некоторые люди отпускают своих птиц полетать на свободе . Однако это может быть очень опасно. Независимо от того, насколько преданной вам кажется ваша птица, вы никогда не сможете предугадать, захочет ли она улететь от вас навсегда. Как только ваша птица отлетит слишком далеко, она испугается и будет от страха улетать все дальше и дальше. Таким образом, очень быстро она окажется далеко от дома совершенно одна и станет уязвимой перед хищниками и другими опасностями. Вам следует обратить внимание еще на один момент. Если ваша птица часто находится вне клетки, она будет оставлять своей помет на полу квартиры. Будьте очень внимательны, поскольку бактерии, содержащиеся в птичьем помете, как и в кале других животных, опасны для человека. Тщательно мойте руки после уборки за вашей птицей, а помет выбрасывайте в такое место, где был бы исключен контакт с людьми.

Правообладатель.

Слава нашему Господу! Чудно трудится Господь в Своём народе Духом Святым. Свою проповедь сегодня я назвал так: "Орлята учатся летать". Прочитаем Слово Божье:

"как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Петр. 2:2).

Отец Небесный хочет, чтобы мы росли духовно, чтобы мы возрастали во спасение. Возраст - это не безделица, не что-то маловажное, а то, что относится ко спасению. Каждый знает, что маленькие дети стремятся быстрее стать большими. В старину на косяках двери даже делали зарубки, чтобы малыши могли мериться, насколько они подросли. Но некоторые, ссылаясь на 1 Кор. 3:6, говорят, что рост зависит не от человека, а единственно от Бога. Что же сказано в 1 Кор. 3:6? "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог" . Значит, Бог даёт возраст тогда, когда со стороны человека есть взаимное участие. Не случайно же дана эта заповедь: "но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Петр. 3:18). Давайте для иллюстрации этой мысли рассмотрим ещё одно место священного Писания.

"ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашёл его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орёл вызывает гнездо своё, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берёт их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога" (Втор. 32:9-12).

Как это происходит в природе, когда орёл, мощная, сильная, быстрая птица, учит летать своих птенцов? Слово Божье говорит, что для этого орёл "вызывает своё гнездо". Вы не обращали внимания на это выражение? Что значит "вызывает гнездо?" Исследуя этот вопрос, я сравнивал некоторые переводы. Например, Лютер перевёл это место, как "орёл выводит своих птенцов". В других переводах это место звучит даже так, что орёл разрушает своё гнездо. Всё-таки как выглядит гнездо орла? Оно бывает устроено на скале, высоко в горах. Оно очень простое: там положено несколько сучьев, орлица нащипала туда пуху, положила яйца и высидела птенцов. Всё это фактически на голой скале. Туда орлы приносят своим птенцам пищу. Но когда птенцы подрастут, им уже хочется получать пищу быстрее и больше. С возрастом их аппетит развивается. Поэтому они перешагивают через край гнезда и постепенно приближаются к краю скалы. Им уже не терпится, когда же мама-орлица прилетит с очередной порцией мяса. А орлы видят, что их птенцы подросли, крылышки уже покрылись перьями и пора им самим летать, дают им пищу не сразу, а как бы манят к себе. Так птенцы тянутся к пище, срываются со скалы и летят в пропасть. Конечно, родители знают, когда птенцов можно вызвать из гнезда. Если птенец вырос, то ему обязательно надо тренировать крылья, работать ими, чтобы они не атрофировались. Крылья созданы для полёта, а не для того, чтобы птенец сидел в тёплом гнезде на всём готовом. И вот птенец, срываясь со скалы, кубарем летит в пропасть. Он из последних сил начинает трепыхаться, растопыривает свои крылышки и к своему удивлению замечает, что он не беспомощен. Не такие уж плохие папа и мама, которые, может быть, их немножко спровоцировали на этот полёт. Оказывается, летать куда лучше, чем сидеть сиднем даже в самом уютном гнезде. Он чувствует, что крылья у него работают, слушаются его. Крылья его несут. Возможно, он ещё не может так свободно парить, как это делают взрослые орлы, но тем не менее он уже вкусил наслаждение высоты, почувствовал вкус свободы. А другой птенец оказался слабее, быстро устал, а может, испугался и, вместо того, чтобы работать крыльями, сложил их и полетел вниз, в пропасть. Тогда орлица, видя беду, что её ребёнок может разбиться, складывает крылья, камнем летит вниз, догоняет неудачника и, оказавшись под ним, расправляет свои крылья и подхватывает бедняжку. Что же будет дальше? орлица - очень умная птица. Она не несёт его в гнездо и не лелеет, а поднимает ещё выше. Первоначальной высоты ему было мало, значит, ему нужна большая высота, чтобы ему хватило времени для осмысления и применения крыльев.Она поднимает его выше и опять сбрасывает. Он опять кубарем летит вниз. Времени у него теперь больше, потому что последующий старт у него оказался выше первоначального. А родители наблюдают, как же он будет работать своими крыльями, потому что крылья у него уже оперились. Если и на этот раз полёт закончится неудачей, его поднимут ещё выше, опять сбросят, и это будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует радость полёта на собственных крыльях.

Кто из вас, дорогие, не хотел бы расти духовно? Но многие ропщут на то, что в их жизни происходят какие-то неприятности. Хорошо сидеть в собрании, когда братья проповедуют, сёстры вас приветствуют, молодёжь вам поёт. Но вдруг почему-то происходит какая-то неувязка в семье, неустройство на работе или даже в церкви. Люди начинают роптать. А такая ли это церковь? Им хочется сидеть в покое, в пуху, в тепле. Когда в церкви происходят трудности и трения, то такой человек приходит в недоумение. А может, лучше вообще уйти отсюда? Зачем мне такая церковь, где меня не лелеют? Дорогая душа, да тебя лелеяли и лелеяли столько, сколько тебе было нужно, чтобы ты выросла. Ты не заметила, что у тебя уже выросли крылья, а ты по-прежнему хочешь оставаться на иждивении. Настало твоё время для самостоятельного полёта. Тебе уже пора стать взрослой, а ты всё ещё вспоминаешь, как было хорошо, когда тебя пеленали и кормили с ложечки. Всё это было приятно, но задержка в развитии опаснее всего. Крылья без употребления слабеют и приходят в негодность. Процесс их отмирания куда опаснее, чем опасность самого неудачного полёта с высоты. Почему Павел и говорит: " Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища" (Евр. 5:12).

Что же такое наши крылья в духовном смысле? Есть хорошая, бодрая, зажигательная христианская песня "У дикого гуся могучие крылья". Там прекрасно описаны несравненные крылья молитвы. Жизнь христианина не бывает гладкой, она не похожа на поездку по железной дороге. Вспомним Давида. Он пас овец, славил Бога в уединении. Вдруг народ Божий пошёл на войну. Отец посылает его проведать братьев и снабдить их продуктами. Когда Давид пришёл в стан и услышал, как Голиаф поносит воинство Господне и Самого Господа, в нём загорелась ревность.

Он расспрашивает, что будет тому, кто победит этого нечестивого филистимлянина. А его братья, слыша такие речи, начинают его унижать, говоря, что у него дурное сердце и т.п. У Давида происходит как бы спуск с высоты, им пренебрегают. Затем Царь всё-таки приглашает к себе Давида. Его положение повышается. После победы над великаном его имя вошло в почёт, его прославляют в хороводах. Конечно, Саулу это не понравилось. Его заела зависть. Как же так: ему, царю, дали в песнях только тысячи, а Давиду десятки тысяч? Раз! - положение полетело с высоты и стало резко понижаться. Затем женитьба на Мелхоле, царской дочери, Давид пошёл вверх. Затем снова гонения, чужбина. Затем венчание на царство, а потом восстание Авессалома и гражданская война и т.д. Жизнь идёт как на качелях: вверх - вниз, вверх - вниз. Не успел подняться, как тебя снова бросают в грязь. Когда мы на подъёме, мы ликуем, сердце захватывает от радости, приятно. А когда размах качелей резко идёт на спуск, сердце замирает в груди, вырывается крик души: "Где же Ты, Господь? Ты же меня всегда поднимал! Куда же делась твоя любовь, в которой я купался?" Мы привыкли представлять себе Господа в виде скалы. На скале надёжно и безопасно, там - мягкое гнездо. Но не будем забывать, что орёл, который вызывает своё гнездо, побуждая своих птенчиков выписывать в воздухе фигуры высшего пилотажа, - это тоже Господь, тот Господь, Который тебя и меня учит расти духовно, учит уповать и пускать в оборот, а не закапывать полученные от Него духовные дары. И скала - Господь, и орёл - тоже Господь. Господа как скалу мы уже хорошо изучили и знаем. Со скалой всё приятно и спокойно. А Господа как орла, отца, который учит птенцов летать, как-то мы ещё знаем маловато. Нам кажется, что Господь так действовать не может, нам кажется, что это просто недоразумение. Нам кажется, что в церкви нет порядка, что не в порядке что-то с нами самими... Но просто-напросто орлята учатся летать. Давно пора вспомнить о том, что тебе, сестра, даны крылья веры, тебе даны крылья молитвы, чтобы ты не ползала в грязи сомнений, в болоте обид, разочарования и уныния. Научись, когда тебя швырнули вниз, чтобы ты расправила крылья и полетела не вниз, а вверх, к Богу. Так оно и бывает: Когда летишь вниз, то хочешь-не-хочешь, а вопиёшь к Богу. А как только мы возвысим к Нему голос, наши крылья веры расправляются и начинают нас поднимать от земной суеты и мышиной возни душевности, от бесконечных разборок и разбирательств: тот не такой, эта не так сказала или посмотрела. С Господом всегда всё будет то, что надо, всё будет так, как надо, всё будет правильно и прекрасно и хорошо. Но для этого надо пользоваться крыльями веры. В этом духовный рост.

В заключение прочитаю 1 Петра 1:7: "дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота..." Как драгоценна такая вера, которая окрыляет и поднимает нас!

Мы рассмотрели только один аспект духовного роста: рост веры. Возрастать надо не только в вере, но в любви, в познании, в благодати. Для духовного роста существуют различные средства, о чём следует говорить, если Бог позволит. Но начинается, конечно, наше спасение с роста веры. Снег упал на землю, и чёрная земля стала сразу белой. Так и христианин - покаялся, и уже на нём белая одежда. Но едва солнце пригрело, как вся белизна незаметно исчезла. Так и испытания проверяют качество нашей праведности: только ли она на поверхности, только ли легла тонким слоем или это уже праведность Христова?

Братья, сёстры! Нам всем хочется нести весть спасения, правда же? Все слышали об авариях танкеров, которые везут драгоценное горючее туда, где в нём остро нуждаются, но сколько от них бывает бедствий, вместо пользы. Я слышал в связи с этим интересную вещь. Чтобы избежать аварий, танкеры надо делать не одинарными, а двойными, но это ленятся делать, экономят средства, а в итоге дело кончается такими потрясающими экологическими катастрофами, что никаких средств недостаточно для их исправления. Так и мы: если мы хотим передать другим эту благодать, эту силу Духа, этот огонь любви Божьей погибающим людям, то мы должны быть закалёнными, испытанными, чтобы при неблагоприятных обстоятельствах не разбиться, не растерять, не расплескать, подобно этому устаревшему танкеру, ту благодать, ту силу, которую доверил нам Господь. Для этого надо любить испытания, не надо на них роптать, надо благодарить за них Бога, памятуя, что всё с нами происходит под Его мудрым наблюдением. Падение грозит катастрофой, но Он не даст тебе разбиться. Он начал это испытание и не остановится до тех пор, пока ты не почувствуешь спасительную силу твоих крыльев веры. Да будет Ему за всё слава! Аминь.

Михаил Бурчак

Галина Афонина
Конспект занятия по физкультуре для средней группы «Птицы учатся летать»

Конспект НОД в средней группе

Тема : «Птицы учатся летать » .

Воспитатель :

Афонина Галина Николаевна

МКДОУ «Липковский д. /с. «Ласточка»

Совершенствовать выполнение строевых команд;

Способствовать выполнению правильной осанки;

Закрепить технику прыжков через скакалку;

Способствовать развитию гибкости, ловкости;

Воспитывать коллективизм и взаимовыручку,

творческое отношение к игре;

бережное отношение к природе, в частности - к птицам .

Оборудование :

Скакалки, две гимнастические скамейки, гимнастическая стенка.

1. Построение в колонну, перестроение в шеренгу, колонну, ходьба.

Воспитатель.

Сегодня мы будем учиться летать , как птицы . Каких птиц вы знаете ? А как передвигаются птицы ? Покажите, как летают птицы .

(Дети разбегаются по площадке, имитируя полет птиц : руки в стороны, спина прямая, машут руками).

По сигналу воспитателя образовывают круг.

Этот круг – наше птичье гнездо. Маленькие неопытные птенчики – это вы. Птицы еще не умеют летать , но нужно как можно скорее этому научиться, чтобы выжить и спасти себя от врагов. Возьмемся за руки и попробуем.

Взявшись за руки, дети ходят по кругу, произнося вместе с воспитателем речитатив, сопровождая слова движениями.

«Еле – еле – еле, разбежались, полетели,

А потом, потом, потом все бегом – бегом – бегом!

Тише, тише, не спешите, наш полет остановите.

Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра!»

(Скорость движения постепенно нарастает, а затем постепенно замедляется) .

Перестроение в шеренгу.

Не все у нас с вами еще получается. Чтобы стать сильными и ловкими, давайте потренируемся (перестроение в 3 колонны)

О. Р. У. (со скакалками) .

1. И. п.: скакалки сложены вчетверо внизу перед туловищем, ноги на ширине плеч. 1-скакалка на грудь; 2-вверх; 3-на грудь; 4-и. п.

2. И. П.: ноги врозь, скакалка на полу. 1,3-наклон вперед, коснувшись руками пола; 2-4-и. п.

3. И. п.: скакалка на уровне лопаток за спиной, ноги на ширине плеч. 1-поворот туловища вправо (влево) ; 2-и. п.

4. И. п.: скакалка в руках на уровне груди. 1,3-присесть, руки со скакалкой вытянуть вперед,; 2,4-и. п.

5. И. п.: скакалка в правой руке внизу. Подскоки на двух ногах через вращающуюся скакалку вперед.

Даже сильным и ловким птицам очень трудно выжить в одиночку.

Поэтому важно быть дружными.

Следующая игра нам покажет, кто дружнее : воробьи, синицы или грачи. (Делятся на команды, каждая команда выполняет прыжки через скакалку;

два человека вращают скакалку, третий выполняет прыжки толчком двумя ногами до ошибки).

Перестроение в одну колонну.

Кажется, из неопытных птенцов вы уже становитесь сильными, крепкими, дружными птицами . Самое время лететь. Но еще нужно научиться побеждать страх и преодолевать опасности.

(Дети друг за другом пробегают под вращающейся скакалкой, поднимаются бегом по гимнастической скамейке, установленной под углом к гимнастической стенке, поднимаются по ней, спускаются на пол, возвращаются бегом в конец колонны).

Важным качеством для птицы является быстрота . Кто же быстрее : воробьи или вороны?

(Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 метра. У каждой команды на своей стороне площадки – кормушки. Услышав неожиданно сказанное слово «ВОРО» («НЫ или «БЬИ» , одна команды быстро убегает к своей кормушке, другая команда ее догоняет. Затем все встают на прежние места и подсчитывают число пойманных игроков. Выигрывает та команда, которая поймает больше соперников.)

Игра повторяется 5 раз.

Заключительная часть.

Построение в шеренгу.

А знаете ли вы, кто и что летает кроме птиц ?

Давайте проверим ваши знания.

Игра «Летает – не летает » .

(Ошибающийся делает шаг вперед, но продолжает играть) .

Подведение итогов игры.

Отметить успехи и указать на недостатки.

Самые замечательные родители в животном мире — птицы. Каждому ребенку принято сообщать, что птица-мама и птица-папа кормят своих птенцов червяками до тех пор, пока птенцы не научатся летать, и в один прекрасный день птенца «выталкивают из гнезда».

Птицы-родители вплоть до самого последнего времени изображались образцами благородства, и я думаю, что наши юные слушатели зачастую подозревают, что эти рассказы служат лишь для того, чтобы завоевать у детей признание бескорыстных родительских достоинств. Но если это так, то результаты могут быть противоположными: ведь выталкивание птенцов из гнезда вряд ли вызовет симпатию.

Но откуда же появилась версия, будто всех птенцов выталкивают из гнезд? Быть может, она возникла как подсознательное родительское желание — нормальная реакция на часто раздражающее детское поведение? Однако только единственная из известных мне птиц изгоняет не расположенных к полету птенцов — это странствующий альбатрос — самая крупная птица в мире с размахом крыльев до двенадцати футов (около 3,1 метра). Птенец-альбатрос вскармливается жирным веществом из полупереваренной пищи родителей, и этот единственный отпрыск (а в каждом сезоне рождается только один птенец) становится очень толстым. Он может стать таким тяжелым, что не сумеет летать, однако же этого не случается. Родители покидают птенца на четыре месяца, оставляя его в гнезде в одиночестве, во время которого он принимает невероятно жалкий вид. Такой метод «лечения» задерживает психическое развитие птенца, и, когда родители возвращаются, он не желает расставаться с гнездом.

И вот тут родители его выгоняют, после чего он уже проводитве

все время в их обществе, плавая в океане и обучаясь ловить рыбу.

Большинство птиц-родителей тратит огромную часть жизненной энергии на воспитание потомства. Зачастую они отдают потомству и свою жизнь. Многие птицы, выращенные в неволе и поэтому не подвергавшиеся естественным опасностям, живут десять и более лет, а крупные птицы -значительно больше. В естественных условиях мелкие птицы редко живут больше года или двух. Отчеты по кольцеванию птиц показывают, что средний возраст погибающих английских дроздов-13,3 месяца; они прожили ровно столько времени, сколько было нужно, чтобы дать жизнь одному летнему поколению.

По материалам

Продолжительность жизни многих птиц была хорошо изучена, И теперь нам известно, что в естественных условиях птицы живут лишь незначительную часть возможного для них жизненного срока. Конечно, бывают и исключения. Все, кто устраивает дуплянки, знают, что одни и те же птицы прилетают иногда и на следующий год. Именно эта человеческая благожелательность служит одной из причин, спасающих птиц от преждевременной смерти.

Почему же столько птиц гибнет после достижения зрелости? Главные причины-неблагоприятная погода, болезни (кстати, их не так уж много!), хищники и голод. Размер потерь зависит от состояния птиц. Очень характерно, что значительная часть птиц гибнет в конце первого сезона размножения, когда усилия вырастить первое поколение превышают физические возможности родителей. И в этом нет ничего удивительного! В первые дни своей жизни птенец развивается очень интенсивно, и корм, который он ежедневно потребляет, превышает его собственный вес. По мере роста птенца эта пропорция уменьшается, но в течение тех двух недель, когда птенцы сидят в гнезде, они получают дневной рацион, составляющий примерно половину их собственного веса. А если в выводке четыре, пять, шесть или более птенцов, то количество потребляемого ими корма невероятно велико.

Пищей дли птенцов служат насекомые (их в начале сезона гнездования поймать нетрудно, так как в это время они представляют собой малоподвижные личинки или гусеницы), а также слизни. Впоследствии, когда личинки превратятся в летающих насекомых, их объем уменьшится, и поэтому их нужно будет гораздо больше, чтобы наполнить желудки птенцов. Птицы, для которых насекомые служат привычной пищей, например стрижи и ласточки, обладают отличным умением ловить свою добычу, но ведь множество птиц питается семенами, и их они находят в избытке в соответствующих местах. Но какие сложности возникают перед птицами-семеноедами, когда им надо ловить для своих птенцов быстро двигающихся насекомых! Каждое утро они оставляют гнездо с широко раскрытыми прожорливыми ртами, и, чтобы их наполнить, родителям нужно безостановочно разыскивать добычу, которая и сама проворно рыщет в поисках корма.

Тщательные подсчеты показали, что певчий дрозд ловит десять тысяч восемьдесят личинок и взрослых насекомых в месяц, то есть в среднем триста тридцать шесть штук в день. Парочка английских зарянок, гнездившихся возле Оксфорда, еще более активна. От рассвета до захода солнца они возвращаются к птенцам по двадцать девять раз в час и каждый раз приносят по две-три гусеницы. Было подсчитано, что в день они вылавливают до тысячи гусениц.

Мы ведем разговор о птицах-родителях, создающих одну семью за летний период, но есть птицы, у которых бывает два и даже три выводка, причем иногда кормление птенцов второго выводка начинается до того, как первый выпорхнет на волю. Обычно самка вьет второе гнездо и откладывает в него яйца. Самец же несет свою ответственность за судьбу первого выводка, и, кроме того, как только новые птенцы появляются на свет, он помогает самке прокормить их. И даже тогда, когда птенцы подрастают, он не выталкивает их из гнезда.

Эдвин Уэй Тиль высказал интересное предположение: может быть, хлопанье крыльями, которое производит птенец, просящий пищи, как бы автоматически приподнимает его, особенно если это хлопанье производится на краю гнезда, где размах крыльев может быть шире. Совершенно неожиданно этот птенец может оказаться в воздухе, и тут он обнаруживает свою способность летать. После этого птенец уже редко возвращается в гнездо. Если бы он и пожелал вернуться, а одновременно этого пожелали бы и остальные птенцы в гнезде, то задача кормления была бы упрощена, но птицы-родители продолжают искать пищу для своих вылетевших из гнезда птенцов еще в течение двух с половиной — пяти недель, хотя физическое состояние птенцов позволяет им заботиться о себе самим. Сказанное относится к птицам тех видов, которые гнездуются в наших садах. По-видимому, этот срок необходим, чтобы обучить птенцов находить корм разными способами.

Насекомоядные птицы, например ласточки и стрижи, кормят своих птенцов в течение некоторого времени прямо в воздухе, передавая пищу из клюва в клюв (при этом они хлопают крыльями). Несколько позднее птицы-родители начинают сбрасывать кусочки пищи на лету, и это приучает птенцов к прицельности полета и умению схватывать добычу, а также к развитию скорости. Все это понадобится им при погоне за быстро мчащейся и ускользающей добычей.

Птицы, находящие себе корм на земле, не нуждаются в столь тщательном развитии мускульной силы. Ведь процесс клевания гораздо проще и представляет собой врожденное свойство. Однако даже зерноядные птицы нуждаются в обучении. Прежде всего они должны знать, что можно потреблять в пищу. Пока длится обучение, птицы-родители приносят им пищу, но количество ее с каждым днем уменьшается. Так продолжается примерно до девятнадцатого дня (считая с момента ухода из гнезда), когда птенец должен уже уметь самостоятельно добывать не менее половины потребной ему пищи. С этого дня внимание родителей к птенцу резко снижается. Они все еще сопровождают его, но найденный ими корм съедают сами. Это вызывает протесты со стороны птенца, но птицы-родители не из тех, кто позволяет детям одурачивать себя. В свое время птенцы получили достаточно пищи, и многие из них весят значительно больше, чем их родители. Теперь они отлично смогут выдержать н некоторую нехватку корма.

У зарянок, которые гнездились на клене, один из птенцов был более требователен, чем трое остальных. Он получал большую порцию, а потому вырос огромным и толстым и, конечно, испорченным. Наступило время, когда птенец-переросток мог бы и сам позаботиться о себе, но он усаживался на ветку клена и громко выражал свое возмущение. Обе зарянки неожиданно быстро покинули это место, и понятно почему.

Ко времени отлета зарянок толстый птенец выглядел каким-то запущенным и, конечно, был не в состоянии отразить врага или выдержать непогоду. Посмотрев на него, можно было понять, почему жизнь птиц ограничивается только десятой частью отпущенного им жизненного срока.

Среди биологов нет единого мнения о том, чему должно обучаться молодое животное, Общеизвестно, что некоторым формам поведения обучаться не нужно, так как зто врожденные формы, но кое-какие элементы поведения должны быть приобретены. Отсюда возникает вопрос: является ли стремление родителей обучать своих детей намеренным? В некоторых случаях такое стремление кажется бесспорным, его можно наблюдать даже у таких примитивных существ, как птицы.

Уильям Р. Пайкрэфт описал ряд приемов преподавания у животных. Он рассматривает в качестве примера прямого обучения поведение самки-чомги, когда она, выведя своих птенцов на воду, учит их ловить рыбу. Пойманную ею рыбу она бросает перед птенцами, и если они не кидаются за добычей, то она дает рыбе возможность отплыть на некоторое расстояние, вторично ее ловит и снова бросает перед птенцами. Она повторяет урок до тех пор, пока ученики не начинают понимать, что они должны преследовать уплывающую рыбу.

Орнитолог Г. Б. Макферсон на протяжении нескольких недель наблюдал, как беркуты обучали своего птенца разрывать добычу на части. Первоначально родители-беркуты давали птенцу только печень зайца, кролика и птиц, которых они приносили к гнезду. Несколько позднее родители стали сами поедать все части добычи, кроме печени. Они оставляли ее внутри скелета, и птенец должен был извлечь ее оттуда сам.

Спустя несколько дней самка беркута принесла целую ножку кролика и положила ее перед птенцом. Несмотря на голод, он с удивлением посмотрел па принесенную добычу. Тогда мать, проявляя явные признаки нетерпения, оторвала от ноги кусок мяса, съела его и улетела, забрав с собой остатки. Вскоре она принесла другую ногу кролика, которую птенец проглотил со всеми косточками. Таким образом мать преподала выразительный урок — показала, что надо делать с кроличьей ногой. Но ученик не понял урока, и она лишила его добычи. Вот тогда-то учение пошло впрок. Подобным образом обучают свое потомство многие птицы.

Млекопитающие тоже нуждаются в обучении. И хотя все вопросы питания для новорожденного решает материнское молоко, условия жизни, с которыми встречается подрастающее поколение этих животных, значительно сложнее, чем у большинства птиц.

По материалам

С. Кэрригер «Дикое наследие природы»

Попались тут на глаза сразу две новости - про Энергию-Буран и про успешные огневые испытания второй ступени "Ангары". То, как Буран научился летать, достойно отдельного фильма...
Во второй половине поста есть выдержки про Буран из одной книжки.

Бывший министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов: "Энергия-Буран" была создана как инструмент для понимания, что такое макромир
[...]
Кулаковская: Действительно, все говорят о том, что технические, инженерные решения программы опередили свое время. Было создано почти сто новых уникальных материалов.
Бакланов: Я вам скажу, где-то 86-87 новых материалов, которые имели некоторые параметры на порядок выше того, что тогда использовалось в инженерной практике. Я вам покажу материал - знаменитые пластины, которые оберегали поверхность "Бурана" при посадке от перегрева в 3000 градусов.
[...]
Кулаковская: Как много было запущено в 90-х годах.
Бакланов: К сожалению, как сейчас говорят, что у нас нет денег, нет того, сего. У нас все есть. Обобщенный интеллект наших специалистов гораздо выше всего, что есть.
Кулаковская: Все-таки интеллект есть.
Бакланов: Есть интеллект, но он иссякает. Потому что нет цели, задачи такой. Не ставится такая задача.
Кулаковская: То есть, все те материалы, которые были созданы, и технологии сейчас не применяются?
Бакланов: Нет, они применяются, но ни в таком темпе, как хотелось бы. Потому что сейчас у нас вопрос стоит так - что целесообразно только в сиюминутной выгоде. А развитие науки второстепенно, к сожалению. На словах это вроде первостепенная задача. Но мы в науку практически ничего не вкладываем, по сравнению с теми же американцами, с европейцами. И сейчас наше общество, наше человечество стоит перед такой же задачей, как стояла пятьсот лет тому назад, когда церковники заставили отречься Галилея от своей идеи, что не Солнце вокруг Земли вращается, а Земля вращается. Джордано Бруно сожгли за эту идею.
[...]
Кулаковская: Олег Дмитриевич, миссия "Буран" по сей день единственная в истории мировой космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Этот факт вошел даже в "Книгу рекордов Гиннеса". А как, на самом деле, осуществлялось управление "Бураном"? Насколько известно, объем памяти корабля составлял всего 64 килобайта.
Бакланов: Вы знаете, это примитивное суждение. Вся система управления была функционально распределена по своим задачам. И система контроля имела возможности больше 30 мегабайт. Поэтому я сейчас не могу сказать, сколько совокупно был этот объем. Но, дело еще и в том, что, когда мы учили "птичку", то есть сам "Буран", посадке, то мы использовали авторитет и опыт человека, высококлассного летчика. В частности, тогда Волк был главным испытателем. Был специальный отряд космонавтов, и они как летчики, как патриотично настроенные герои, доказывали, что только человек может посадить "птичку" вручную. То, что делают американцы до сих пор. Мы же поставили королёвскую идею, что в космосе человек - это Бог. Он должен работать при помощи автоматического режима. И он может вмешиваться в посадку, только если будет экстремальная ситуация.
Кулаковская: Какая-то внештатная ситуация.
Бакланов: И мы добились - посадили наш первую "птичку" - "Буран" - в автоматическом режиме. Но как это делали? Был сделан Ту-154, который был по своим летным характеристикам доведен до "Бурана". Летные характеристики очень тяжелые, за счет того, что он мог и в космосе работать, и как самолет садиться. Волк делал все эволюции, которые уже были им наработаны за счет его таланта. А все движения записывались в цифре в вычислительный комплекс. И потом он уже научил. Он - Бог, он - человек - научил автоматику садиться за счет того, что оцифровывались все его движения, все его помыслы. Это было очень интересное решение. Мы это дело прошли.

И по этому поводу я вспомнил про посадку Бурана и народнохозяйственно-космические темы в одной книжке, это без слёз читать невозможно:

Фаворский В.В., Мещеряков И.В.
Космонавтика и ракетно-космическая промышленность: Развитие отрасли (1976-1992). Сотрудничество в космосе. Кн. 2. - М.: Машиностроение, 2003. - 430 с., л. ил.
ISBN 5-217-03196-4 (Кн. 2)

К вечеру похолодало, поднялся сильный ветер, но видимость оставалась хорошей. В темном небе ярко выделяется под светом прожекторов на старте ракета с орбитальным кораблем, гигантские фермы обслуживания, высокие молниеотводные мачты. С наступлением 15 ноября началась заправка, за три часа до старта включается циклограмма боевого режима, завершается набор стартовой готовности. Приближается время старта.
На космодроме штормовой ветер, возникает вероятность обледенения взлетно-посадочной полосы. Из-за этого Госкомиссия несколько раз рассматривала вопрос о том, не отменить ли старт, но такого решения не последовало. Наконец, над застывшей степью занимается рассвет, отсчитывающий последние предстартовые минуты. Поднимаются в воздух самолеты сопровождения.
Старт обозначился вспыхнувшим под ракетой пламенем, громом включившихся двигателей. В клубах освещенного пламенем дыма ракета медленно набирает скорость. Идет телерепортаж с МиГ-25.
Последовательно срабатывают ступени, отделяется орбитальный корабль. На высоте 160 км после 486 с с момента старта включается двигательная установка "Бурана". Вторая ступень, не получившая достаточной скорости, должна упасть в океан. Так специально сделано, чтобы не оставлять на орбите массивный блок. Двигатели "Бурана" включаются второй раз в середине первого витка. Это делается автоматически по команде бортовой программы. Контроль за полетом "Бурана" ведется из подмосковного Центра управления полетом. Надежно действует многосложный комплекс космической связи.
Определены параметры орбиты: высота 256/252 км, период обращения 89,45 мин, наклонение 51,6°.
Начался второй, заключительный виток полета. На 135 минуте полета прошла команда на торможение. Буран", находившийся в это время над Атлантическим океаном, развернулся кормой вперед, включились двигатели на торможение.
На заключительном этапе полета "Буран" продолжительное время планирует с гиперзвуковой скоростью. Вместе с включением посадочной программы на взлетную полосу космодрома снова выруливает МиГ-25. Теперь уже встречать "Буран".
Стремительно входит "Буран" в плотные слои атмосферы, тысячеградусная плазма окутывает корабль, связь на время прекращается.
Рядом с посадочной полосой - шестиэтажное здание командно-диспетчерского пункта. В нем разместились телеметрические станции, вычислительный комплекс, главный зал управления и анализа, служба навигации и посадки и многое другое. Оттуда периодически поступают сообщения. Очередное сообщение: приборы зафиксировали "Буран" на высоте 40 км (удаление от космодрома 400 км). Теперь орбитальный корабль должен пройти через "ключевые точки". Одна из них на высоте 10 км (удаление от посадочной полосы 25 км), другая на высоте 4 км (удаление 15 км). Наземные радиолокационные средства вносят необходимые уточнения в бортовые системы "Бурана". Корабль может заходить на полосу и с востока и с запада. Это зависит прежде всего от направления ветра. Соответствующие данные были переданы на борт, когда корабль еще находился на орбите.
Радирует пилот встречающего самолета МиГ-25 летчик-испытатель Магомед Толбоев: "Встретил "Буран" в расчетной точке, сопровождаю по трассе".
По возвращении летчик рассказал: <Ветер на высоте был до 200 км/ч. Болтало МиГ-25 основательно. Сближение в таких условиях представляет некоторую опасность. Меня могло силою ветра бросить на "Буран" или наоборот. Когда "Буран" выбрал сложную траекторию снижения, у меня возникло чувство, что им управляет человек. Но там, конечно, никого не было. Только аппаратура. И она свое дело исполняла идеально. Математически обеспечение полета "Бурана", подчеркиваю, было безупречным. Мы летели навстречу друг другу. "Буран" проскочил мимо меня и оказался сзади. Развернуться за ним не успевал - велик радиус маневра. И тогда я свалил МиГ-25 в штопор. Крутанул его вокруг оси. И через полвитка - рули на вывод. Оказался в задней полусфере "Бурана". Иначе не догнал бы его. Вышел из штопора на высоте 10 200 м, а на восьми уже был на траектории догона. Согласно программе выпустил шасси, щитки. Скорость "Бурана" была на 20 км меньше, чем у меня, постепенно сближались. Сильно трепало. По телевизору видны были эти "качели". Старался парировать порывы ветра, но это давалось с трудом.
Корабль летел по траектории очень устойчиво. Через некоторое время доложил в ЦУП: наблюдаю. Никаких повреждений облицовочной плитки я на "Буране" не заметил. Ничто не могло помешать выпускать шасси. Рули на автоматические команды реагировали мгновенно. Так и летели парой: я вел репортаж о поведении "Бурана" на траектории снижения. Досаждал ветер. Наблюдал, как будут выходить шасси. Посадочная полоса вот уже перед глазами. Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы шасси у корабля вышли. "Буран" был готов к приземлению. Порывы ветра доходили до 20 м в секунду. Корабль это учел и боролся с боковым ветром, "сознательно" сделав отворот от посадочного курса градусов на 15-20. Я не мог не восхищаться его полетом. Ветер ведь не встречный, а боковой под 40° слева, вот мы и летели боком. "Буран" сел, как и положено в таких случаях, на одну ногу. Сначала левой коснулся, поправил нос, через 30 м опустил на полосу правую ногу. Уклонение от оси полосы было три метра. Это и для первоклассного летчика на оценку "отлично". А "Буран" и на пробеге искал осевую линию. К моменту остановки он был правее центра полосы менее 50 см>.
А вот как это наблюдалось на космодроме. Люди приникли к телевизорам. Идет телевизионная передача с посадочного комплекса Байконура. Включена радиомаячная система. Аэродром полностью ведет космический корабль по коридору снижения. "Буран" меняет курс, заложив разворот против ветра, и теперь подходит с востока, а не с запада. У стекол диспетчерских залов и на балкончике здания люди теснятся, чтобы не пропустить момент посадки. Лишь дежурные операторы и диспетчеры не отрывают взглядов от своих экранов.
"Буран" внезапно вынырнул из облаков, прямо над поверхностью, уверенно и аккуратно выровнялся, выпустил шасси, очень мягко коснулся полосы и побежал по ней, остановившись прямо против ОКДП. Это было поразительно. После более чем трехчасового полета в космосе и атмосфере, двух витков вокруг Земли, без пилотов в момент остановки корабля отклонение от программы по времени составило одну секунду. Со времени старта прошло 205 минут.
В зале управления, у всех экранов телевизоров, в ОКДП раздалось громкое "Ура!". Взлетели вверх руки, люди обнимались, целовались, поздравляли друг друга. На стоянках автомашин около посадочной полосы десятки водителей приветствовали сигналами окончание полета. Без команд все устремились к кораблю. Он еще дышал жаром разогретых плиток.
Прибывают члены Госкомиссии. Беглый осмотр корабля. Существенных замечаний нет. Повреждены всего несколько плиток. Несмотря «а ураганный холодный ветер, фотографируются на память.
В работу вступает очередная группа специалистов. Идет подготовка средств охлаждения шасси, проводится токсикологический контроль, открываются люки носовой части фюзеляжа и кабины. Начались операции по обслуживанию корабля и подготовке его к транспортировке. Впереди обработка полученных данных испытаний.
Продолжает рассказ председатель Государственной комиссии В.Х. Догужиев: Государственная комиссия, рассмотрев все материалы подготовки и осуществления первого полета "Бурана", дала высокую оценку проведенным испытаниям. Закончившийся полет ракеты-носителя "Энергия" с многоразовым кораблем "Буран" по праву можно отнести к крупнейшему научно-инженерному и производственному достижению многочисленных коллективов конструкторских бюро, заводов, институтов, строительных организаций, испытателей космодрома, управленцев командно-измерительного комплекса и Центра управления полетом. Эта работа еще раз продемонстрировала всему миру уровень научно-технического потенциала нашей Родины и лидирующую роль в создании высокотехнологичной сложнейшей ракетно-космической техники прославленного коллектива, созданного Сергеем Павловичем Королевым - предприятия НПО "Энергия", который достойно продолжил традиции первопроходца и организатора работ по многосложным космическим проектам. Будущее "Энергии" и "Бурана" представлялось в свете еще трудоемких этапов отработки высокой надежности и эксплуатационной безопасности, отладки эффективной схемы использования их в перспективных программах развития космических средств. Уже на очереди стояли в цехах заводов следующие ракеты, на стапелях собирались новые орбитальные корабли.
Основные направления целевого использования системы и предложения о первоначальных работах по созданию полезных нагрузок для нее были одобрены еще 31 января 1984 г. совместным решением НТС Минобщема-ша, ВТС Минобороны и НТС Президиума АН СССР о комплексной программе работ по целевому использованию МКС "Энергия" - "Буран" до 1995 г. Однако в последующие годы эти предложения остались на бумаге из-за неопределенностей в общегосударственной концепции развития перспективных космических средств. Тогда не было еще и в мыслях, что очень скоро эта программа столкнется с жестокой реальностью торможения, нехваткой ассигнований, разрушением с таким трудом созданной уникальной кооперации предприятий всего Советского Союза».
Идейным вдохновителем, организатором и руководителем всей работы по созданию МКС "Энергия" - "Буран" был генеральный конструктор НПО "Энергия" Валентин Петрович Глушко.
В завершающем этапе подготовки и проведении запуска системы "Энергия" - "Буран" В.П. Глушко не суждено было принять участие. В апреле 1988 г. у него случился инсульт. После сложной операции, находясь в больнице и на реабилитации, он живо интересовался ходом подготовки запуска комплекса, которому он отдал столько сил, опыта, знаний. О запуске и успешном завершении полета он узнал из сообщения по телевидению, находясь в больнице. Скончался В.П. Глушко 10 января 1989г.

Для космических отраслей промышленности конверсия означала, в первую очередь, привлечение научно-технического потенциала космического комплекса для повышения технологического уровня мирных отраслей народного хозяйства. Реализация программы "Энергия" -"Буран", признанная всем миром как революционный прорыв советской науки и техники, реально подтвердила, что через фундаментальные исследования и их внедрение можно добиться значительных результатов в науке, технологии, производстве. В процессе работы над системой было создано более 100 новых видов материалов, 240 новых технологических процессов, 130 типов новейшего оборудования. Начался процесс передачи в гражданскую сферу экономики более 60 видов новейших материалов, в том числе композиционных, керамических, а также материалов и сплавов с особыми свойствами. Все это - огромный потенциал, его использование в народном хозяйстве могло возместить большую часть расходов на создание ракетно-космической техники.

Естественно, что осуществление сложных космических программ требует материальных затрат, определенных капиталовложений.
В 1989 г. США на космические программы выделяли 29,6 млрд долларов, это в четыре раза больше, чем в СССР (69 млрд руб.). Расходы на военную космонавтику при этом в США (22,8 млрд долларов) превышали наши почти в шесть раз. На народно-хозяйственные и научные космические исследования были предусмотрены расходы: в СССР - 1,7 млрд руб., в США - 3 млрд долларов.
Выступая на слушании в комитете по вопросам обороны и государственной безопасности Верховного Совета СССР начальник космических средств докладывал, что за 30 лет на научный космос в стране потрачено 5,9 млрд руб. Экономический эффект составил 12,6 млрд руб., т.е. более чем в два раза выше затрат.
В целом уровень наших расходов на космос составлял около 1,5% Государственного бюджета. Это позволяло успешно обеспечивать народно-хозяйственные и оборонные потребности страны. Как видно, расходы на космонавтику были не настолько велики, чтобы их сокращение стало заметным вкладом в Государственный бюджет, а использование высвободившихся средств дало бы в других отраслях народного хозяйства большой эффект.