Тибетские яки. Лхаса апсо, священная собака тибетских монахов Размножение и брачный период быков

Яки - это парнокопытные крупные млекопитающие с короткими ногами. Животные способны перевозить на себе тяжелые грузы. Яки славятся своей чрезвычайной силой и выносливостью. Есть представители, имеющие признаки нескольких видов. Длинношерстные горные животные похожи на обычных быков сочетают в себе признаки козы, зубра и барана. Дикий як не приспособлен к жизни на местности, заселенной людьми.

Одомашненные яки использовались для помощи в тяжёлом крестьянском труде. Об этом говорят древние миниатюры с изображением этого животного. В Тибете восхваляют яка. Там даже выпущены почтовые марки с его изображением. Дикий як в летописях обозначен как большое зло для человека. Он опасен и становится страшным, когда атакует. Охота на быка была привлекательной для воинов восточных войск. Военачальники украшали головы хвостами яков.

Описание внешнего вида яка

Млекопитающее животное як имеет длинное, крупное телосложение, короткие ноги. Передняя часть туловища более развита, в холке имеется возвышающийся горб. Короткие ноги заканчиваются круглыми копытами. На голове есть длинные рога, растущие в стороны, и они загибаются кверху. В зависимости от вида максимальная длина рогов составляет 95 см. Кроме морды, всё тело покрыто длинной шерстью, которая повисает до земли. Волосяной покров образует подол. На морде есть характерные белые отметины. В зимний период нормальную жизнедеятельность организма обеспечивает густой подшёрсток. Основное место обитания - Тибет, а также остальные части Азии.

Применение шерсти яка

Во время линьки животного шерсть выпадает клоками. По окрасу она бывает серовато-чёрная или тёмно-бурая. Одомашненные яки выращиваются в качестве тягловой силы, ради молока и мяса. Тибетцы делают из шерсти яков упряжки и другие предметы. Шерсть не впитывает воду и не вызывает аллергию, одежда из неё очень ноская. Для изготовления предметов шерсть тщательно вычёсывают. Список изделий из шерсти яка:

  • сувениры-игрушки;
  • одежда;
  • канаты;
  • упряжки;
  • прядь.

Размножение и брачный период быков

Самцы вдвое крупнее самки и весят от 0,95 до 1 тонны. Самка носит плод 9 месяцев. Детеныши находятся возле матери до года. Половое созревание наступает в 6-8 лет. Живёт як в среднем 25-30 лет . Агрессивный, особенно во время брачного периода, который приходится на сентябрь-октябрь. В это время они примыкают к стаду коров. Между самцами случаются тяжёлые поединки.

Як использует рога, чтобы пробить соперника вбок, и этим отличается от других полорогих животных. При нападении самец высоко держит голову и развивает похожий на лошадиный хвост. Не умеет реветь и мычать, а только издаёт хрюканье, когда злится. Это относится к домашним породам, дикие яки – молчаливы. В период беременности самец покидает беременную самку. Одомашненные животные хорошо дрессируются, встречаются в цирках.

Взрослый представитель достигает 4,25 м в длину и 2 метров в высоту. У него хорошее обоняние, в отличие от органов слуха и зрения. Очень вынослив. Попадалась особь с тремя пулями в голове и пятнадцатью в груди. Даже в таком виде як оставался очень выносливым. Животное относится к опасным видам млекопитающих, особенно при ранении. Не переносит соседства с человеком. Яки могут собираться в стада, но с возрастом отделяются от сородичей и существуют поодиночке. Остальные характеристики яка:

В Тибете быки яки обитают около 10000 лет. На высоту 4000 км они поднимаются зимой, а летом - на 6000 км. Дикие яки в наше время преобладают в высоких районах, вдали от людей. Такое перемещение животные выбирают из-за вымирания рядом с людьми. Домашние особи держатся ближе своих сородичей. Быка можно встретить в тибетских плоскогорьях: Каракорум, Ладак.

В Тибете восхваляют яка - там можно приобрести сувениры-фигурки. Живут тибетские яки стадами по 10-12 голов. Если стадо подвергается опасности, то малышей загоняют в круг для защиты и обороняются. В работах Н.М. Пржевальского встречаются описания стада в несколько тысяч голов. В 19 веке он первый сделал описание животного, но это было трудно: достать информацию сложно из-за труднодоступного места обитания.

Слово Як происходит от тибетского яаг означающего «самец яка» (также в русском языке встречается слово сарлык, производное от Монгольского сарлаг), переводимое как хрюкающий бык (недовольный домашний як хрюкает, что дикому яку не свойственно).

Фото:Jerrold Bennett

Як — крупное животное с длинным телом, относительно короткими ногами, широкими, округлыми копытами и тяжелой, низко посаженной головой. Высота в холке до 2 м, масса у старых быков до тоны. Длина тела старого самца до 4,25 м, из них 0,75 м приходится на хвост. Длина самки до 2,8 м, высота 1,6 м, вес 325-360 кг.

На холке у яка небольшой горб, отчего спина кажется покатой. Рога у обоих полов длинные, но не толстые, широко расставленные, от основания направлены в стороны, а затем загибаются вперед-вверх; длина их до 95 см, а расстояние между концами 90 см.

Фото:Kim’s Pics

Як отличается длинной косматой шерстью, которая свисает с туловища и почти полностью закрывает ноги. Шерсть темно-бурая или серовато-чёрная всюду, кроме морды, где часто бывают белые отметины. От зимних холодов яка защищает густой свалявшийся подшерсток, который весной и летом выпадает большими клочьями. Шерсть яков широко используется тибетцами, причем на животных нередко можно видеть упряжь, сплетенную из их собственного волоса. Если на большей части тела шерсть густая и ровная, то на ногах, боках и брюхе длинная и косматая, образует своего рода сплошную «юбку», почти доходящую до земли. Хвост также покрыт длинным жестким волосом и напоминает лошадиный. На территории России яки встречаются, помимо зоопарков, в сельском хозяйстве Тувы и некоторых других территорий, пограничных с Монголией. Помимо Тибета, эксплуатируется в качестве вьючного и мясного животного.

Фото:Larry Dears

Еще в первом тысячелетии до нашей эры як одомашнен человеком. Домашние яки мельче и флегматичнее диких, среди них часто встречаются безрогие особи, очень изменчива окраска. Используют яка в Тибете и других частях Центральной Азии, в Монголии, Туве, на Алтае, Памире и Тянь-Шане. Як — незаменимое вьючное животное в высокогорьях. Он даёт отличное молоко, мясо и шерсть, не требуя ухода. Домашний як скрещивается с коровами, и полученные хайнаки (монгольский хайнаг) очень удобны как тягловые животные. Отличают меньшей выносливостью, но также меньшими размерами и более смирным нравом.

фото:Nick Leonard

Дикий як мало изучен из-за высокогорья. Исторически дикие яки зафиксированы в тибетских летописях как одно из великих зол, опасные для человека животные. В тибетском языке дикий як, в отличие от домашнего, называется дзо. Популярен у кочевников в прилегающих горных районах Китая и Монголии. В Советском Союзе дикий як был акклиматизирован в горах Северного Кавказа, в частности в Северной Осетии. Дикие яки не выносят мест, освоенных людьми, и поэтому быстро вымирают — сейчас они живут лишь в высокогорных районах Тибета на отметках 4300-4600 м над у. м. зимой и до 6100 м над у. м. летом. Водится на Тибетском плоскогорье и в сопредельных горных областях (Каракорум, Ладак). Живут семьями из нескольких голов или небольшими стадами из 10-12 голов, старые самцы поодиночке. Однако, как свидетельствует Н.М. Пржевальский, впервые описавший дикого яка, ещё в XIX в. стада коров яка с маленькими телятами достигали нескольких сотен, а то и тысяч голов. В 6-8-летнем возрасте достигают половой зрелости; продолжительность жизни около 25 лет.

Фото:Shepherd

Гон у яков бывает в сентябре — октябре. В это время быки присоединяются к группам коров. Между быками происходят жестокие драки, непохожие на ритуализированные бои большинства других полорогих. Соперники во время схватки стараются ударить друг друга рогом в бок. Смертельный исход этих боев редок, и дело ограничивается ранениями, иногда весьма серьёзными. В период гона слышен призывный рев яка, в другое время он исключительно молчалив. Отел у яков происходит в июне, после девятимесячной беременности. Теленок не разлучается с матерью около года.

Фото:Matthew Winterburn

Взрослые яки прекрасно вооружены, очень сильны и свирепы. Волки решаются напасть на них только в исключительных случаях большой стаей и по глубокому снегу. В свою очередь яки-быки, не задумываясь, атакуют преследующего их человека, особенно если животное ранено. Нападающий як высоко держит голову и хвост с развевающимся султаном волос. Як издревле пользовался большою славой потому что от него получались так называемые лошадиные хвосты (главное его отличие от прочих быков), служившие головным украшением вождям восточных войск. Охота на дикого яка и заманчива, и опасна. Не размышляя, разъяренное животное, если не смертельно ранено, бросается прямо на охотника. На рану же этот зверь весьма вынослив. Находили старых быков с тремя пулями в голове и пятнадцатью в груди, причем они еще имели силу пробежать значительное пространство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Наши надежды оправдались: мы встретили не только одиночных животных, но и стада киангов, среди которых было много жеребят.

Наши надежды встретить киангов на землях, лежащих западнее Герце, оправдались: между поселками Янху и Гаки, на расстоянии 188 км, мы встретили 333 кианга! Здесь, около красивейших озер, жили и одиночные животные, и небольшие группы и даже стадо из 120 особей. Среди взрослых животных было много жеребят, родившихся этой весной и уже вполне окрепших. Гармонично сложенные, быстрые, сильные звери, которые в мгновение ока могли бы исчезнуть с наших глаз, однако оказались, действительно, настолько любопытными, что позволили приблизиться достаточно близко, чтобы запечатлеть их на фотопленку.

"Ну, теперь начнетс", - подумали мы и... на другой день не встретили не только ни одного кианга, но и ни одного другого крупного животного. После Гаки горы стали выше, озера исчезли, дорога вошла в узкую долину одного из притоков Инда - р.Сенгхе Цангпо. Следующей встречи с киангами нам пришлось ждать еще несколько дней. Их не было ни в песках за городом Али, где, достигнув самой западной точки маршрута и получив еще несколько разрешений, мы повернули к югу, ни в занятой большими стадами скота долине другого притока Инда - р.Гар Цангпо, ни в глиняных горах древнего княжества Гуге, В этих горах, склоны которых украшены нерукотворными скульптурами, напоминающими буддистские изваяния, перед нами, уже много дней не видевшими ни одного дерева и ни одного кустарника (выше и красивее, чем карагана), как чудо появились раскрашенные осенними красками заросли тамариска и мирикарии (Myricaria squamosa), a также обсыпанные оранжевыми ягодами и обвитые ломоносом кусты и отдельно стоящие деревья облепихи (Hippophae tibetana, H.salicifolia). В зарослях облепихи мелькали большие любители ее ягод - краснобрюхие горихвостки (Phoenicurus erythrogaster) и красные вьюрки (Carpodacus puniceus). Эти удивительные ярко окрашенные маленькие птички гнездятся в Тибете на очень больших высотах, в основном между 4 и 5 тыс. м над ур.м. Максимальная зарегистрированная высота гнездования краснобрюхой горихвостки 6100 м над ур.м. После периода гнездования, когда самки с молодняком улетают зимовать на южные склоны Гималаев, самцы остаются в Тибете, где пережить зимние холода им помогают ягоды облепихи и барбариса.


Дворец княжества Гуи На фото слева) - сооружение со множеством пещер и подземных ходов, возведенное на высокой глиняной горе в X-XI в. и разрушенное во время Китайской культурной революции

Вырвавшись из объятий сказочно красивых гор, мы выехали в долину р.Ланенгк Зангбо, на другом берегу которой среди желтых тополей расположился пос.Тсада. Мы остановились в поселке на один день, чтобы немного отдохнуть и осмотреть руины княжеского дворца Гуге - совершенно необычного сооружения, со множеством пещер и подземных ходов, возведенного на высокой глиняной горе в X-XI в. и разрушенного во время Культурной китайской революции.


Вид с плато на глиняные горы и снежные вершины Гималаев (на фото справа)

Когда пришло время двигаться дальше, Дензин предложил выезжать из Тсады по новой дороге. Мы, не долго думая, согласились, слишком поздно уяснив, что "новой" здесь называют не вновь построенную, а недавно проложенную водителями дорогу, на самом деле - бездорожье. Однако виды, открывшиеся с плато, лежащего выше глиняных гор, а затем красоты "цветных" вулканических гор и кратерного озера, компенсировали все неудобства, связанные с ездой по бездорожью. К тому же, там повстречалась стая гималайских, или снежных, куропаток (Lerva lerwa).

По святым местам

Мы приближались к самым священным местам Тибета - горе Кайлаш и оз.Манасарова, когда исчезнувшие из поля зрения кианги и газели вдруг снова оживили пейзаж. На расстоянии 75 км, что лежат между горячими источниками у монастыря Татапури и пос.Тарчен, примостившимся у подножия горы Кайлаш, мы насчитали 91 кианга (65 паслись у оз. Лама Цо) и 49 газелей гоа. С одной стороны озера белел почти правильный конус Кайлаша, а с другой сияли снежные вершины Гималайских гор Гурла-Мандхата. Мы уже заметили, что кианги выбирали для обитания самые красивые места юго-западной части Тибета. Эти животные безусловно обладали изысканным вкусом, который не подвел их и на этот раз.

Для последователей четырех религий (буддизма, индуизма, джайн и бон) Кайлаш - это центр мира, это гора, которую избрали своим вечным пристанищем Шива, Будда и многие бодхисатвы.

Бодхисатва - человек, стремящийся достичь высшей степени совершенства (Будда), но пока не вошедший в нирвану ради того, чтобы помогать другим людям на пути совершенствования. Каждый Будда перед тем как войти в нирвану некоторое время был бодхисатвой.

Второе, тибетское, название горы Кайлаш - Канг Ринпоче. "Канг" означает гора, а "ринпоче" - главный настоятель тибетских монастырей. Люди приходят к этой горе, как к священнику, чтобы получить благословение. Для них природа и культура неразделимы. Кайлаш - это и природный чхортен. Тибетцы верят, что если обойдешь вокруг горы один раз, то очистишься от всех грехов, совершенных за год; если повторить обход 12 раз, то можно очиститься от всех грехов, накопленных в течение жизни, а если сделать 100 обходов, то в следующей жизни сам станешь бодхисатвой. Для всех последователей этих религий цель жизни заключается в том, чтобы вырваться из круга перевоплощений и достичь тем самым настоящей свободы, т.е. избавиться от необходимости снова и снова после смерти возвращаться на Землю. Вот почему Кайлаш всегда был местом паломничества, к которому стекались люди, живущие за тысячи километров отсюда. В настоящее время, когда буддизм и индуизм завоевывают все большую популярность в Европе, возрастает и количество западных туристов, многие из которых приезжают в Тибет с единственной целью - обойти гору Кайлаш.


Священная гора Кайлаш (на фото слева)

Мы тоже не стали упускать возможности избавиться от грехов и отправились в путь вокруг Канг Ринпоче, погрузив все самое необходимое на яков. -Большая кора" - так называется путь вокруг горы Кайлаш протяженностью 59 км. Начинается он в пос.Тарчен, на высоте 4575 м над ур.м., а в своей самой высокой точке, на перевале Долма Ла, достигает отметки 5636 м над ур.м. В первый день, полные сил, мы радовались возможности пройтись пешком, удивлялись закрывающим небо тучам гималайских и жемчужных вьюрков (Leucosticte nemoricola, L.brandti), считали спугнутых зайцев, а иногда даже отклонялись от основной дороги, чтобы взглянуть на след, оставленный Буддой, или на огромный камень, будто бы брошенный Миларепой, или на одно из самых крупных и самых священных, так называемых "воздушных захоронений" Тибета.

Кумай (на фото справа). По поверьям эти птицы помогают умершему человеку освободиться от тела и достичь небес.

В Тибете издавна существует обычай возвращать тела умерших людей в природу через живых существ - хищных птиц и животных. Родственники приносят тело на специальное место, где с помощью ножа оно разделывается на мелкие кусочки, при этом кости тоже мелко дробятся, чтобы птицы и животные могли их быстрее съесть. Каким бы ужасным ни казался этот обычай, тибетцы следуют ему из самых лучших побуждений: таким образом они помогают душе умершего как можно быстрее освободиться от тела и достичь небес. С этим "варварским" обычаем не посчиталось китайское правительство, и в 50-х годах, когда Тибет стал частью Китая, оно решило раз и навсегда покончить с ним. Буддистские монастыри были подвергнуты разрушению, хищные птицы - кумай (Gyps himalayensis), белоголовый сип (Gyps fulvus), бородач-ягнятник (Gypaetus barbatus) - массовому истреблению, а хищные животные, даже собаки - отравлению. В результате этих систематически проводимых действий к 70-м годам крупные хищные птицы стали очень редкими, в деревнях умолк собачий лай, а тибетцы тем не менее продолжали (теперь тайно) приносить тела умерших на места "воздушных захоронений". Вороны, галки и клушицы не могли справляться с "приношениями" так быстро, как большие хищники, и поэтому тела умерших дольше оставались "не захороненными", что болью отзывалось в сердцах родственников. В конце 80-х годов стало очевидно, что такой путь покорения Тибета не дает желаемого результата, и правительство изменило свою политику: при определенных условиях монахам опять стали разрешать жить в монастырях, а отстрелы птиц и потравы собак прекратились. Медленно-медленно популяции грифов и сипов начали восстанавливаться, и в первую очередь около наиболее священных (а от того и наиболее популярных) мест "воздушных захоронений", например в окрестностях Лхасы, у монастырей Сера и Пабонгка.

Пройдя не менее 25 км, мы остановились около монастыря Дирапук Гомпа. Здесь, в полуразрушенном глиняном доме с земляным полом, на который было брошено несколько грязных матрацев, нам предстояло провести ночь. Других "гостиниц" тут не было, а в холодную осеннюю ночь даже такое пристанище лучше продуваемой всеми ветрами палатки.

Второй день большой коры был самым трудным. Дорога круто пошла вверх. Остановки для восстановления дыхания приходилось делать все чаще. Уже не оставалось ни сил, ни желания отклоняться от тропы. Все было брошено на достижение одной цели: добраться до перевала Долма Ла. И тут мы увидели женщину, бодро идущую нам навстречу. Она без сомнения принадлежала к последователям религии бон, только они обходят Кайлаш не по, а против часоной стрелки. Обменявшись приветствиями, мы поинтересовались: который раз совершает она обход вокруг Кайлаша? Оказалось, что это был ее 98-й круг по большой коре! Еще два обхода вокруг Кайлаша - и ей будет обеспечена вечная свобода. Один круг, который при полной отдаче сил и благополучном стечении обстоятельств, мы могли пройти за два - два с половиной дня, она проходила за сутки. На прощание мы от всего сердца пожелали ей удачи, отдавая должное силе ее веры и физической закалке.

Мучительный подъем завершился ликованием на вершине, прикреплением молитвенных флажков (которые тут же потерялись среди тысяч других), наполнением фляжек водой из священного оз.Тукье Ченпо Цо и, конечно, фотографиями на память. Трудный, казавшийся бесконечным спуск все-таки был несравнимо легче подъема. Еще одна ночь в "гостинице" монастыря Зутулпук Гомпа - и мы вернулись в Тарчен. Только тут нам суждено было понять, как благосклонен был к нам Канг Ринпоче. Во второй половине дня начался снегопад, который продолжался всю следующую ночь. Тропы стали невидимыми, а обход Кайлаша - невозможным. Группе французов, приехавших в Тибет специально для того, чтобы пройти по большой коре, пришлось уехать ни с чем. Ни с чем пришлось возвращаться домой и немецкой паре, для которой эта попытка оказалась третьей неудачей.

Тибет - это высокие горы и основной источник великих рек Азии, а также самое обширное и высочайшее плато мира, древние леса и много глубоких долин, не тронутых человеческой деятельностью.

Согласно буддийскому учению о правильном образе жизни, которому следуют тибетцы, важна "умеренность", отказ от чрезмерного потребления и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, ибо считается, что это причиняет вред живым существам и их экологии. Уже в 1642 году Пятый Далай-лама издал "Указ о защите животных и природы". С тех пор такие указы выходили ежегодно.

Климат в этих местах резко континентальный, суровый, осадков выпадает немного (до 700 мм в год - на юге). Средняя температура января от 0 до -20 °С июля от 5 до 15 °С. Поэтому территория Тибетского нагорья используется главным образом как пастбища. Поэтому 70% территории Тибета - это пастбища. В течение веков тибетские кочевники хорошо приспособились к работе на зыбких горных пастбищах. Тибетцы выработали определенную культуру скотоводчества: постоянный учет использования пастбищ, ответственность за их экологическую сохранность, систематическое перемещение стад яков, овец, коз. Общее количество домашнего скота составляет 70 млн.голов на один миллион скотоводов.

За последние четыре десятилетия многие пастбища перестали существовать. Особенно большое опустынивание пастбищ произошло в Амдо. Основными пахотными землями тибетцев являются долины рек в Кхаме, долина Цангпо в У-Цанге, долина Мачху в Амдо. Основная зерновая культура, которую выращивают тибетцы, - ячмень, дополнительные - хлебные и бобовые культуры. Средний урожай зерновых в У-Цанге - две тысячи килограмм с гектара и еще выше - в плодородных долинах Амдо и Кхама.

В 1949 г. древние леса Тибета покрывали 221800 км2. К 1985 г. осталась почти половина этого - 134 тыс.км2. Большинство лесов растет по склонам гор, в долинах рек южной, самой низкой, части Тибета. Основные виды леса - это тропические и субтропические хвойные леса с елью, пихтой, сосной, лиственницей, кипарисом; вперемешку с основным лесом встречаются береза и дуб. Деревья растут на высотах до 3800 метров во влажном южном регионе и до 4300 метров - в полусухом северном. Тибетские леса состоят преимущественно из старых деревьев с возрастом более 200 лет. Плотность лесов - 242 м3 на гектар, хотя в У-Цанге плотность старых лесов достигла 2300 м3 на гектар. Это самая высокая плотность для хвойных.

Появление дорог в отдаленных частях Тибета привело к увеличению вырубки лесов. В результате стали доступными древние леса. Основной способ добычи леса - простая валка, которая привела к значительному оголению склонов холмов. Дальнейшее опустошение и уничтожение экологии Тибетского плато, уникальнейшего места на земле, продолжается.

Естественное и искусственное восстановление леса имеет малые масштабы в силу особенностей рельефа региона, земли и влажности, а также высоких температурных перепадов в течение суток и высоких температур на поверхности почвы. В таких экологических условиях деструктивные последствия сплошных вырубок леса непоправимы.

Тибет - основной водораздел Азии и источник ее главных рек. Основная часть рек Тибета обладает стабильностью. Как правило, они вытекают из подземных источников или собираются с ледников. 90% длины рек, рождающихся в Тибете, используется за его пределами, и меньше чем 1% общей длины рек может быть использован в Тибете. Сегодня реки Тибета имеют самые высокие осадочные нормы. Мачху (Хуанхе или Желтая река), Цангпо (Брахмапутра), Дригху (Янцзы) и Сенге Кхабаб (Инд) - пять самых илистых рек в мире. Общая площадь, орошаемая этими реками, если взять территорию от бассейна Мачху на востоке до бассейна Сенге Кхабаб - на западе, приходится на 47% населения Земли. В Тибете насчитывается две тысячи озер. Некоторые из них считаются священными или занимают особое место в жизни народа. Их общая площадь 35 тысяч км2.

Животный мир

Много животных и птиц исчезло из-за разрушения условий их обитания, а также из-за спортивного азарта охотников и по причине оживления незаконной торговли дикими зверями и птицами.

Неограниченное уничтожение диких животных продолжается и сегодня. Объявления об охотничьих "турах" за редкими животными, организуемыми для богатых иностранцев, регулярно публикуются в китайских средствах массовой информации. Эти "охотники" могут убить таких редких животных, как тибетская антилопа (Pantholops hodgsoni), аргалийская овца (Ovis ammon hodgsoni), - виды, которые очевидно должны находиться под защитой государства. Охота на тибетскую антилопу стоит 35 тысяч долларов США, на аргалийскую овцу - 23 тысячи, на белогубую лань (Cervus albirostris) - 13 тысяч, на голубого барана (Pseudois nayaur) - 7900, на красную лань (Cerrus elaphus)- 3500.

В "Белой книге" признается, что большое количество животных на "грани исчезновения". В то же время "Красный список редких видов животных" 1990 года Международного Союза за сохранение природы содержит тридцать видов животных, обитающих в Тибете.

Меры по сохранению фауны Тибета, исключая области, вошедшие в состав китайских провинций, были приняты спустя много времени после того, как подобные меры были введены в самом Китае. Говорилось, что области, попавшие под защиту государства на 1991 год, в общем занимают 310 тыс.км2, что составляет 12% территории Тибета. Эффективность защиты не может быть определена ввиду строго ограниченного доступа в эти районы, а также секретности в отношении действительных данных.

На своей родине представители породы тибетский мастиф именовались "дро-кхи", что означает "привязанная собака". Объясняется это тем, что днем их привязывали около жилища, а ночью отпускали охранять угодья. Тибетцев использовали в качестве охранных, охотничьих и бойцовых собак. Бдительных великанов очень почитали, поскольку от них часто зависела безопасность семьи, а иногда - и целой деревни. Появление щенка в доме отмечалось, как особенное событие, к которому готовились вся семья. К выбору питомца относились со всей серьезностью – этот процесс сопровождался особым ритуалом, после чего его принимали, как полноценного члена семьи. При отборе учитывался один очень важный момент – щенок должен был спокойно дремать в дневное время, а в ночное – находится в постоянной бдительности, чтобы в будущем оберегать людей и животных от нападения хищников. Благодаря крепкому костяку, мощному корпусу и мускулатуре они могли преодолевать большие расстояния по витиеватой горной местности. Во время длительных переходов по горам собак транспортировали в специальных корзинах с помощью вьючных животных. Останавливаясь на ночлег, тибетских мастифов отпускали и они, выбрав себе удобное место, всю ночь охраняли лагерь от визитов незваных гостей – людей и диких животных. Собаки удивительно легко переносили суровые климатические условия тех высокогорных мест, при этом питаясь всего раз в 2-3 дня и бесстрашно вступая в схватку с каждым хищником. Согласно некоторым источникам, они даже побеждали в бою со снежными барсами. Особое значение на Тибете придавали тональности лая тибетских мастифов. Самые ценные представители породы – собаки с глубоким, глухим голосом, который звучит как "хороший медный гонг". Для улучшения его качества питомцев даже поили теплым молоком.

На родине этим прекрасным собакам часто надевали на шею массивные ошейники пурпурного цвета, сделанные из волоса яка, чтобы придать животным более серьезный и солидный вид. Эта традиция сохранилась и до сегодняшних дней.

Корни тибетских мастифов уходят далеко в глубину веков – это одна из самых древних пород, существует гипотеза, что тибетцы имеют прямую связь с потомками первой собаки, которая появилась на земле 5 тысяч лет назад. Исследования генетиков также подтвердили - они более близкие родственники волков, чем те породы, которые похожи на них по фенотипу.

Многие авторы воспевали величественность и силу тибетских мастифов. Первые упоминания о них сохранились в китайской книге Шу-кинг и датируются 1122 г. до нашей эры. Затем они встречались в трудах Аристотеля и греческого философа Госфена, где последний упоминал гигантскую собаку с крепким костяком и огромной головой. Через несколько веков, в 1271 году, на земли Тибета ступил знаменитый путешественник Марко Поло. Встреча с тибетскими мастифами очень его впечатлила – он описывал их, как злых, огромных собак величиной с осла с таким же мощным, как рык льва, голосом, которых использовали для охраны деревень, а также для охоты на яка и тигра. Он был поражен их силой тела и духа. Однако данное описание явно было преувеличенным – животные не достигали даже метра в высоту, тем не менее, данное описание еще долгое время будоражило воображение кинологов и любителей собак.

Долгое время тибетские мастифы оставались скорее легендами, чем реальными собаками. Лишь в 1774 году еще одному европейцу посчастливилось встретить бесстрашного покорителя Гималайских гор. Случилось это благодаря губернатору Бенгалии, который отправил в Тибет Джорджа Бокля с целью установить хорошие отношения с соседями. Миссия не увенчалась успехом, но посланник успел познакомиться с величественными собаками и составить их описание. Согласно его очеркам, тогдашние тибетцы представляли собой высокорослых животных с длинной шерстью и агрессивным характером. Последующие внесенные в их описание коррективы не дали общей картине никаких новых данных. Вплоть до середины XIX века ими довольствовались, пока на Запад не прибыли подлинные представители породы.

Репутация злобных и свирепых собак еще долгое время присутствовала в образе тибетских мастифов и их по-прежнему позиционировали, как диких зверей, а не как потенциальных охранников и друзей человека. Первые прибывшие в Англию особи были отправлены в зоопарк Лондона. Многие из них не выдержали жизни в непривычных климатических условиях и погибли. Те, которым удалось выжить, были награждены статусом "дикие". Разумеется, характер тех собак нельзя было назвать покладистым, но, по сути, они представляли собой прирожденных сторожей и охранников, что требует силы воли и твердости характера. Одной из первых владелиц отважных великанов была королева Виктория - в 1847 году лорд Хардинг, спустя некоторое время ставший королем Индии, преподнес ей в качестве подарка маленького тибетца. В 1898 году берлинский зоопарк официально зарегистрировал первый приплод тибетского мастифа.

История представителей этой уникальной породы неразрывно связана с печальной историей родного государства. До середины ХХ века эти собаки жили точно так же, как 100, и 1000 лет назад. Но в начале ХХ века возник вооруженный конфликт между Китаем и тогда еще независимым Тибетом. В результате Тибет был покорен, а государство охватил кризис – людям не хватало еды и многие всячески старались отказаться от огромных питомцев, поскольку их просто-напросто не было чем кормить. И тибетские мастифы оказались на грани исчезновения. Тогда их спас король Непала – Махендра. По его распоряжению в 1966 году с Тибета было привезено довольно большое количество этих собак. И именно он был инициатором по спасению тибетцев – он не только организовал программу, но и лично из своей собственной королевской казны выделял средства на ее реализацию. Во второй половине ХХ века на территорию Непала устремилось множество туристов со всего мира – альпинисты, хиппи, искатели приключений. Эти огромные, резвящиеся в долине животные не могли оставить их равнодушными - многие туристы увозили собак с внешностью льва с собой в Америку и Европу.

Первые экземпляры изначально по ошибке были завезены в США – в 1958 году их отправили правившему тогда президенту Эйзенхауэру, которому изначально планировали подарить грациозных тибетских терьеров небольших размеров. Но вместо них правитель получил двух великанов, которых вскоре, не раздумывая, передарил сенатору Гари Дарби, увлекающемуся собаками крупных пород. Именно так тибетские мастифы начали свое шествие по миру. Их разведением в Америке занялась Анна Роар, которая обнаружила представителей породы в Непале и затем основала американское общество любителей мастифов. В Европе этих собак разводят в Германии, Франции, Англии, Голландии и др. Среди европейских государств наибольшей популярностью тибетские мастифы пользуются во Франции – способствовал этому знаменитый французский актер Ален Делон, который был первым владельцем тибетцев в своей стране и всегда отзывался о них с особым энтузиазмом. Количество особей в России совсем небольшое, но у породы есть прекрасные перспективы. За последнее десятилетие они приобрели большую популярность в Китае, где сегодня активно занимаются их разведением.

Тибетский мастиф – мощная, тяжелая собака высокого роста с крепким, хорошо развитым костяком и сильной мускулатурой. Спина прямая, туловище мощное. Вес взрослой особи колеблется от 60 до 80 кг, минимальный рост сук составляет 61 см, кобелей – 66 см, максимальный может достигать 70-80 см. Шея мускулистая, сильная, покрыта плотным ореолом гривы, начинающимся на затылочном бугре и покрывающим холку. Голова широкая, крупная, с массивным черепом. Морда заполненная, квадратная. Висячие треугольные уши посажены низко, средних размеров, плотно прилегают к голове. Овальные глаза имеют средние размеры, выразительные, посажены далеко и немного косо. Их цвет - все оттенки коричневого. Мочка носа хорошо пигментирована. Конечности сильные и мускулистые. Покрытый густой шерстью хвост высоко посажен, имеет среднюю длину и закручен за спину.

Шерсть представителей породы тибетский мастиф уникальна – длинный обильный остевой волос и густой подшерсток даны им для комфортного пребывания на снегу, льдах и пронизывающих ветрах высокогорья. Шея и плечи украшены пышной гривой, которая придает тибетцам сходства со львами. У кобелей шерсть более развита, чем у сук. Окрас представлен несколькими вариантами – черный, золотистый, каштановый, черно-подпалый, различные оттенки серого. Золотистые или огненные подпалины могут быть над глазами, на задних или передних лапах, кончике хвоста и внутренней части конечностей. Жители Тибета верят, что в окрасе тибетских мастифов скрывается мудрая символика – наличие белого пятна на груди свидетельствует о храбром сердце, пятна над глазами более светлого оттенка символизируют еще одну пару глаз, позволяющую мастифам видеть душу человека, его хорошие и плохие намерения, а также предчувствовать смерть. К тому же, присутствие этих священных собак в доме, как верят многие, принесет здоровье и безопасность его владельцам.

Тибетцы отличаются хорошим здоровьем и долголетием. Средняя продолжительность жизни – 14-16 лет. В силу крупных размеров изредка может встречаться дисплазия тазобедренных суставов, поэтому за здоровьем питомца обязательно нужно следить и примерно раз в год делать ему рентген. Развиваются собаки породы тибетский мастиф очень медленно – представители мужского пола достигаю половой зрелости в возрасте 4 лет, женского – 2-3. Приплод дают, подобно волкам, только один раз в год.

В противовес своему свирепому внешнему виду характер тибетских мастифов отличается мягкостью, сдержанностью и спокойствием, но это лишь в том случае, если нет внешних раздражителей, по их мнению, опасных для любимых хозяев и их собственности. Они очень интеллектуальные и самодостаточные животные. Сторожевые качества у этих обитателей суровых горных краев развиты замечательно – хотя они и ориентированы на человека, всегда полны решимости защищать принадлежащие им территории. В присутствии хозяина с любыми незнакомцами собака будет сдержанна и спокойна. Ласку и внимание любит, но лишь тогда, когда сама того пожелает.

Тибетские мастифы очень умны и сообразительны, но склонны проявлять упрямство и отстаивать свою независимость, конечно, в рамках хороших отношений с человеком. Тем не менее, хозяину следует много времени уделять дисциплине, дрессировке и проявлению своих лидерских качеств, потому что собака может стать неуправляемой. Также важна ранняя социализации, поскольку сторожевое предназначение дает о себе знать – питомцы могут быть замкнутыми и слишком подозрительными по отношению к незнакомцам. С другими собаками ведут себя спокойно, адекватно отвечая на агрессию. В силу перенесенных сквозь века охранных функций предпочитают спать в дневное время, а ночью выходить на службу, постоянно проверяя свои владения. Обычно они выбирают на участке самую высокую точку и наблюдают оттуда за всем происходящим вокруг. Однако они легко адаптируются к другому образу жизни, если того требуют условия.

В кругу семьи тибетские мастифы ведут себя очень дружелюбно и спокойно, отличаясь послушанием, преданностью и поразительным обаянием. Любят быть в обществе людей и постоянно следуют за домочадцами. Собаки этой породы обладают редкой интуицией - хорошо чувствуют смену настроения хозяина и действуют в соответствии с ней.

Тибетцы славятся своим прекрасным отношением к детям и позволяют маленьким несмышленышам абсолютно все – в этом случае нужно следить скорее за ребенком, чем за собакой. Тибетские мастифы ласковы с малышами, с удовольствием становятся компаньонами для игр, а идя на поводке с ними, даже подстраиваются к темпу их ходьбы. Возможно, такая привязанность восходит к далеким временам, когда жители тибетских деревень использовали грозных охранников в качестве нянек, полностью доверяя им присмотр за детьми. Однако, следует помнить, что тибетцы склонны защищать своих близких и не всегда способны различить где игра, а где проявление угрозы, поэтому нужно быть внимательными, если к ребенку приходят в гости друзья. К другим домашним животным относятся очень тепло, проявляя неустанное внимание и заботу, особенно к кошкам.

Еще одна важная особенность тибетских мастифов – их громкий гортанный лай, который высоко ценится, как важный признак породы. Этот момент нужно учитывать при выборе этих собак, поскольку они ежедневно будут демонстрировать свои завидные вокальные данные, что придется по душе далеко не каждому соседу.

Учитывая своенравность и мощные габариты питомца, воспитанию щенков тибетского мастифа следует подойти с особой ответственностью, поскольку даже хорошо воспитанные собаки способны совершать попытки защищать свои права в той или иной ситуации. Чтобы мягко обойти упрямство в отстаивании собственной независимости, в процессе дрессировки следует умело сочетать твердость и терпение, решительность и нежность. И, пожалуй, один из главных элементов воспитания послушного питомца – своевременная и достаточная социализация. Примерно с 7-й и до 17-й недели щенка нужно регулярно выводить познавать мир во всех его ипостасях. Любимец должен активно вступать в контакт с окружающей действительностью – это закалит его нервную систему и характер.

При выборе тибетского мастифа в качестве домашнего питомца следует помнить об особенностях использования этих собак и знать их первоначальное предназначение. Разумеется, наиболее комфортно он будет себя чувствовать в загородном доме с большим участком, где сможет реализовать свои сторожевые функции. Взрослые особи нуждаются в ежедневных длительных прогулках и физических нагрузках. Они активны, особенно в молодом возрасте, с радостью будут бегать, играть и даже плавать. В еде неприхотливы, едят немного – не больше, чем лабрадор или боксер. Двух приемов пищи в день будет вполне достаточно, также в их распоряжении постоянно должна быть свежая вода.

Ухаживать за роскошной шерстью тибетских мастифов задача не особо сложная. Их достаточно вычесывать два-три раза в неделю. Весной, когда наступает период линьки, делать это нужно чаще – в это время количество вычесанной шерсти может действительно поражать. У выставочных собак особое внимание уделяется гриве – усовершенствованию ее "львиного вида". Они очень чистоплотны и не имеют запаха, поэтому в частом мытье не нуждаются.

Тибетский мастиф – самая дорогая порода собак в мире. Что касается их стоимости, то в разных странах она может разительно отличаться. К примеру, в Китае присутствие такой собаки в доме – признак высокого социального статуса и благополучия. Особенно почитаются особи с рыжевато-красным окрасом (красный, как известно, символ удачи и процветания в Китае). Поэтому в Поднебесной цены на тибетцев могут колебаться от нескольких сотен тысяч долларов до миллиона и более. Именно тибетским мастифам принадлежат рекорды по стоимости – в 2010 году пес по кличке Красный лев был приобретен за 1 миллион 465 тысяч долларов, в 2011 году китайский угольный магнат заполучил питомца огненного окраса по имени Большой Всплеск за 1,5 млн долларов, в 2012 году был побит новый рекорд – щенок тибетского мастифа Император продали за 1,6 млн долларов. Также ходят слухи, что в 2014 году выходец из престижного китайского питомника был продан за 12 миллионов юаней, а это более 1,9 млн. долларов. Однако, есть информация, что уже к 2015 году активное разведение и непригодность этих животных для жизни в городских условиях, снизило цены на лучших представителей породы до 2000 долларов. В других же странах тибетских мастифов оценивают по-разному, но уже не так масштабно, как еще несколько лет назад в Китае. Например, в Великобритании средняя цена составляет 1500-2000 долларов, в Украине и России – 1000-2500 у.е.