Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc. Пеликан — символ самопожертвования Пеликан кормящий птенцов своей кровью чей символ

Встречается довольно много образов птиц. Наиболее известные их птичьих символов – это орел, ворон, голубь, петух и лебедь. Но есть и менее известные в наших краях, но тем не менее, активно используемые в мировой эмблематике символы с образами птиц, представляющие большой интерес.

Пеликан — символ самопожертвования

Так во всем мире в качестве символа и эмблемы самопожертвования используется образ пеликана, птицы для нас несколько экзотической. Почему же именно пеликан? Все дело в древних легендах, согласно которым цитируем: «мать с помощью клюва и когтей ласкает птенцов столь страстно, что убивает. Через три дня прилетает отец, находит мертвых детей и в отчаянии разрывает себе грудь. Проливающаяся из ран кровь возрождает птенцов…» конец цитаты.

В текстах ряда христианских авторов, например, Августина, Иеронима, Исидора, можно встретить рассказ о птице Онокротале (или пеликане), водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы.

Похожую историю рассказывает и величайший из величайших творцов в истории человечества Леонардо да Винчи:

«Как только пеликан отправился на поиски корма, сидевшая в засаде гадюка тут же поползла, крадучись, к его гнезду.

Пушистые птенцы мирно спали.

Змея подползла к ним вплотную. Глаза ее сверкали зловещим блеском – и началась расправа.

Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись.

Довольная содеянным злом злодейка уползла в укрытие. Чтобы оттуда вдоволь насладиться горем птицы.

Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверское расправы, учиненной над его птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясенные неслыханной жестокостью.

— Без вас нет мне теперь жизни! – причитал отец, смотря на мертвых детишек. – Пусть я умру вместе с вами!

И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.

Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг он неожиданности вздрогнул.

О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. и тогда, счастливый, он испустил дух».

Эмблема самопожертвования.

Конечно же, в действительности подобной удивительной способностью кормить своих детей пеликаны не обладают. Легенда же об этом появилась, возможно, из-за того, что поймав рыбу они приносят ее птенцам в горловом мешке (откуда они сами достают корм), а нетерпеливые малыши (имеющие острый клюв) порой случайно ранят кормящих родителей. При виде белоснежной птицы с кровоточащей грудью, к которой тянутся птенцы, как не подумать, что она кормит их своею кровью?

Не удивительно, что пеликан стал символом любви родителей к детям, высочайшего бескорыстия и самопожертвования.

Эта легенда послужила основой для создания эмблемы донорства. Со времен средневековья этот символ входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств, где означал попечение высшей государственной власти о подданных.

Интересно, что согласно геральдических канонам, при изображении этого символа число птенцов пеликана всегда должно быть нечетным - три, пять, то есть подчеркнуто неделимое, что символизирует неразделимую любовь, сострадание, участие и самопожертвование.

Отметим и то, что среди различных пищевых табу есть и запрет на употребление а качестве пищи пеликанов. Этот запрет распространен в мусульманском мире и объясняется он старинным преданием. Согласно легенде при строительстве Каабы в Мекке воду приходилось доставлять издалека, и через некоторое время оказалось, что носильщиков для этого не хватает и строители могут погибнуть от жажды. Поскольку Аллах был заинтересован в продолжении строительства, он послал тысячи пеликанов, которые доставляли рабочим воду в своих горловых мешках. В память о том благом деянии пеликанов, мусульмане не употребляют их в пищу.

Москворецкая набережная дом 2а. Родовспомогательный корпус Воспитательного дома 1910-х годов постройки.

Пеликан - символ и эмблема самопожертвования. Образ пеликана вошел в число классических понятий ряда европейских народов через христианскую литературу, где рассказывалось о птице пеликане, водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы. Поводом к этой легенде послужил, по-видимо му, тот факт, что пеликаны кормят своих птенцов частично переваренной, а частично просто сохраняемой в зобу рыбой. Образ пеликана как символа любви родителей к детям, а затем и эмблема самопожертвования со времен средневековья входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств, - где означал попечение высшей государственной власти о подданных.

Вильям Васильевич Похлёбкин «Словарь международной символики и эмблематики».

Пеликан - символ благородства, самопожертвования, родительской любви и милосердия. По одной легенде, самка пеликана душит родившихся птенцов от избытка любви. Через три дня в гнезде появляется самец, раздирающий себя клювом в кровь, чтобы этой кровью оживить птенцов. По другой легенде, роли меняются: самец в гневе убивает птенцов, а через три дня появляется самка, которая раздирает себе грудь, чтобы их накормить и тем самым оживить. Так повествуют средневековые бестиарии, однако святой Иероним в комментарии к 10-му псалму приписывает умерщвление пеликаньего выводка змее.

Кровь, возвращающая мертвых к жизни, ассоциируется с причастием и распятием. В связи с этими легендами пеликан стал символизировать воскресение, а с XIII века - и самого Христа. Так, Данте в знаменитом стихе из «Рая» «Божественной комедии» называет Спасителя «наш пеликан». Латинский комментатор Бенвенуто де Имола толковал это так: «Его называют пеликаном, ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения, подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов кровью своей груди».

Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Телицын В. Л «Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия».

А вот, что говорил доктор филологии и теологии Леонид Александрович Мацих в передаче «Братья» на «Эхо Москвы» , - пеликан - это исключительно масонский символ, но масоны, как и многие другие символы, и пеликана тоже, конечно, использовали. Пеликан, кормящий собственной кровью и сердцем своих птенцов, означает величайшую степень родительского или учительского самопожертвования ради детей или учеников. Вот именно это он и обозначает. Иногда даже пеликана изображали похожим на орла, чтобы придать этому жертвенному подвигу такое царское величие. У масонов в символике есть и такого рода пеликан.

Пеликан, - как говорит Сергей Павлович Карпачев в книге «Путеводитель по масонским тайнам», - это символ жертвенности, самоотверженной родительской любви, бескорыстия, стремления к благотворительности.

Екатерина Глаголева в книге «Повседневная жизнь масонов в эпоху Просвещения» говорит, что в Лондоне алхимические книги продавались в книжной лавке с названием «Пеликан»; птица Гермеса была главным символом ордена розенкрейцеров, но впоследствии она появляется и в символике высших масонских степеней (градусов). Пеликан являлся символом отеческой любви: легенда утверждала, что он вскармливает птенцов собственным мясом. Пеликан олицетворял собой аксиому, согласно которой открыть можно лишь то, чем уже обладаешь, что скрывается внутри тебя самого, связывая, таким образом, физические исследования и духовный поиск.

Пеликан - эмблема розенкрейцерских (семнадцатой и восемнадцатой) степеней шотландской системы; символизирует Христа, спасающего человеческий род своей кровью, поскольку, по легенде, самка пеликана, чтобы прокормить птенцов, разрывает себе грудь.

Москворецкая набережная дом 7 строение 2. Хозяйственный корпус Воспитательного дома 1910-х годов постройки.

Славянская площадь дом 2/5. Комплекс конторских и гостиничных помещений «Деловой двор» у Варварских Ворот, - построен архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым в 1911-1913 годах.

Большой Казенный переулок дом 9. Елизаветинская женская гимназия с церковью Праведной Елизаветы. Здание 1911-1912 годов постройки, архитектор - Иван Иванович Рерберг.

Улица Солянка дом 14а. Здесь до революции 1917 года размещался московский Опекунский совет, здание построено по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева в 1823-1826 годах.

Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище, - возведён в 1910 году по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича Горностаева.

Название «неясыть», встречается в древнерусском языке и позднее в церковнославянском - «нєѧсыть», в Библии (Лев. 11:14, Иов. 15:23, Пс. 101:7). В текстах Септуагинты, с которого был сделан славянский перевод Библии, это слово на древнегреческом языке: «γύψ, γυπός» - «коршун», а в Вульгате: «pellicano» - «пеликан».

А вот тут пересеклись две мои темы, - люки и пеликаны.

Неизвестный художник XVIII века. Пеликан, кормящий птенцов. Холст. Масло. Тверская областная картинная галерея.

Весьма любопытное описание этой картины есть на сайте Православие.Ru , - На картине неизвестного художника конца XVIII века (холст, масло, 64,5 х 49 см, Тверская областная картинная галерея) изображен пеликан, кормящий птенцов своей кровью. С одной стороны, пеликан является древним символом самопожертвования и родительской любви, поскольку, по мнению писателей древности, эта птица кормит своих птенцов, выдирая куски мяса из собственной груди. При этом на данной картине отчетливо видны множественные библейские символы: скрижали с 10 заповедями, крест, терновый венец, гвозди, потир и змей с яблоком. Аспид, обвивший пеликанье гнездо, ассоциирует картину с другой средневековой легендой, в которой змея умертвила спящих птенцов пеликана в то время, как родитель добывал им корм. Вернувшись в гнездо, пеликан в горе разорвал себе грудь, и горячая кровь, пролившаяся из раны, оживила детей. Змея с яблоком во рту, очевидно, символизирует древнего змея, через которого пали и вкусили смерть наши прародители. А пеликан с крестом - Христа, Который спас наших прародителей и нас самих от власти греху и смерти, пролив за нас Свою Кровь. Ещё одним подтверждением именно такого прочтения картины является изображение церковной чаши - потира - с изливающейся в него Святой Кровью. Сохранилась картина конца XIX века, написанная в Благовещенской келии Афона, на которой не только изображен подобный сюжет, но и дана его расшифровка: «Птица пеликан своею кровью оживляет своих птенцов. Символическое изображение Господа нашего Иисуса Христа, оживившего нас честною Своею Кровию».

Неизвестный художник. Пеликан, питающий птенцов своей кровью. Вторая половина XIX века.

Благородства, самопожертвования, родительской любви и милосердия. По одной легенде, самка пеликана душит родившихся птенцов от избытка любви. Через три дня в гнезде появляется самец, раздирающий себя клювом в кровь , чтобы этой кровью оживить птенцов. По другой легенде, роли меняются: самец в гневе убивает птенцов, а через три дня появляется самка, которая раздирает себе грудь, чтобы их накормить и тем самым оживить. Так повествуют средневековые бестиарии, однако святой Иероним в комментарии к 10-му псалму приписывает умерщвление пеликаньего выводка змее. Кровь, возвращающая мертвых к жизни, ассоциируется с причастием и распятием. В связи с этими легендами пеликан стал символизировать воскресение, а с XIII в. - и самого Христа. Так, Данте в знаменитом стихе из «Рая» «Божественной комедии» называет Спасителя «наш пеликан». Латинский комментатор Бенвенуто де Имола толковал это так: «Его называют пеликаном, ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения, подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов кровью своей груди». Пеликан часто встречается в церковной символике. Его и поныне изображают на дарохранительницах. Одним из распространенных сюжетов стало изображение пеликана в гнезде на верхушке креста. Более того, мотив пеликана, разрывающего себе грудь, чтобы кровью своей вскормить детенышей, стал символом жертвы Христа на кресте. В том же значении пеликан может украшать сосуд в натюрморте. В изобразительном искусстве он стал атрибутом персонифицированного Милосердия. Не случайно о пеликане говорят: «быть по милосердию его». Образ пеликана развил У. Шекспир в «Гамлете»: Для моих добрых друзей Не закрываются раны на моем гербе, И, подобно изображенному пеликану, Я напою их своей кровью. В обычной зоологии пеликан - это водяная птица с размахом крыльев около шести футов и очень длинным клювом, нижняя часть которого расширена и образует мешок для накапливания рыбы. Но мифический пеликан не такой крупный, и соответственно клюв у него короче и острее. Если у настоящего пеликана перья белые, то у мифического - желтые или зеленые. Подлинная этимология слова «пеликан» уходит корнями в греческое выражение «рублю топором», ибо пеликаний клюв нередко уподобляли клюву дятла. В геральдике эту птицу, как правило, рисуют более похожей на орла или журавля, стоящей в гнезде и старающейся напоить птенцов своей кровью. Это изображение символизирует любовь родителей к детям или заботу государя о своем народе. Распространена также фигура пеликана, «наносящего себе раны». Например, в таком виде он выполнен на гербе Корпуса Кристи колледжа в Оксфорде, тогда как на гербе колледжа с таким же названием в Кембридже пеликан изображен в гнезде со своими птенцами. Пеликаном называется также алхимический сосуд для непрерывной перегонки, состоящий из двух герметически запечатанных емкостей, расположенных одна над другой и соединенных трубками. Классическая форма такого «пеликана» - кувшин с шарообразным горлышком и трубчатыми вертикальными ручками. Пар, поднимающийся из нижней части при нагреве, конденсируется в верхней и опадает вниз в виде «осадков», которые тут же подвергаются новой перегонке. С точки зрения современной химии такой процесс лишен всякого смысла, но алхимики верили, что при многократных изменениях агрегатного состояния в нагреваемом веществе могут произойти и более тонкие мистические перемены, в результате которых в «пеликане» возникнет философский камень , эликсир бессмертия или некое «лекарство металлов», превращающее неблагородные металлы в золото . Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

Я искала значение символа Феникс. Как известно это птица восстает из пеп ла вновь.

Вчера я подумала о том, что наступивший год это год КРАСНОГО ПЕТУХА. Перевод выдал слово "Послушный", вроде как послушаем, что же он расскажет? Подготовив отрывок с одного из сайтов, я думала о том, что странновато начинается год. А не похож ли Красный Петух на Феникса?

Официально история ордена начиналась примерно так: в четырнадцатом столетии в центральной Европе появился великий духовный наставник, чье символическое имя было Христиан Розенкрейц или Христиан Креста и Роз. Он и основал таинственный Орден Креста и Роз, призванный донести до избранных «Христианское Мистическое Посвящение». Орден просуществовал много веков. «Божественные символы, которые время от времени даются роду человеческому, - утверждал розенкрейцер Макс Гендель, - пробуждают наше сознание к божественным идеям из высших миров». Сама эмблема западной школы мистерий розенкрейцеров является одним из таких символов, представляя Бога в проявлении. Голубой фон представляет Бога Отца, золотая звезда символизирует Христа, красные розы указывают на очищение человеческой природы желания на кресте материи, где кровь стремящегося очищается от страсти и т.д. В основе ордена лежали четыре манифеста, самым известный из которых был опубликован в 1616 г. под названием «Химическая свадьба».

Впрочем, существовал ли тогда Oрден в реальности, как отмечает историк Ф. Кинг, совершенно неважно. Главное, что в это поверили.

В конечном счете не столь важно, существовало ли истинное Братство розенкрейцеров, сотворившее четыре самобытных памфлета, или же все это было бредом сумасшедшего либо же тщательно продуманной шуткой какого-то любителя розыгрышей. Важно то, что огромное количество людей поверило в существование такого братства, в существование тайного общества посвященных, обладающих сверхъестественными силами, а также в то, что когда-нибудь они тоже смогут быть принятыми в ряды этих посвященных. (Кинг Ф. Современная ритуальная магия Глава 3. МАСОНЫ-РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ)

Я не собираюсь подробно писать о розенкрейцерах, которым и так посвящены сотни книг. В контексте «отворений крови» нас заинтересуют лишь их символы - Пеликан и Феникс. Дающая бессмертие легендарная чаша Грааля, кстати, - из той же серии.

Деятельность истинного розенкрейцера - это отражение символа розы и креста, соединяет в себе самопожертвование и тайное знание и заставляет служить их Высшему идеалу.
Эта "сверхзадача" расшифровывается в третьем символе розенкрейцеров, который помещается у подножия Креста и Розы. Это Пеликан, кормящий своими кровью и плотью птенцов и защищающий их распростертыми крыльями. Пеликан приносит себя в жертву, питая птенцов. (Михаил Максимов (Германия) Розенкрейцеры и их судьба в Советской России "Вестник" №2(261), 16 января 2001)
Благой Пеликан

Вопрос: В Санкт - Петербурге на воротах педагогического университета имени Герцена изображен лебедь, вскармливающий своих птенцов - по-моему это символ розенкрейцеров, так ли это?
Ответ: Не лебедь, а пеликан. Да такой символ существует, но он, по-моему, общехристианский, хотя и имеет особую значимость для масонства.
(Форум. тема: Несколько вопросов к масонам http://freemasonry.ru/newforum/index.php?showtopic=408&view=old)

Пеликан - розенкрейцеровский символ. Пеликан, кормящий своих птенцов своим телом, символизирует Христа, спасающего человеческий род своей кровью. (Словарь масонских терминов)

Итак, откуда же взялся Пеликан и что он означает? По представлению древних, пеликан кормит птенцов своей кровью (видимо, к такой мысли привело наблюдение пеликана, из зоба которого птенцы кушали рыбу, а люди решили, что птенцы, засовывая клювы родителям в рот, едят их внутренности). Об этом даже «Библейская энциклопедия» пишет: «Пеликан имеет снизу клюва большой эластический мешок, или зоб, из которого он питает себя и своих детенышей, отчего образовалось народное поверье, что он разрывает грудь и питает своих птенцов своею кровью» (Библейская энциклопедия архимандрита Никифора, 1891 г.).

В средневековых «бестиариях» (анонимный «Физиолог», например) это описывается примерно так: «Мать ласкает птенцов своим клювом и когтями так ревностно, что умерщвляет их. Через три дня появляется отец и в отчаянье от гибели своего потомства собственным клювом раздирает себе грудь. Кровь из его ран воскрешает умерших птенцов». Так как Христос по христианским мифам тоже кормит своих «детей» кровью, воскрешая их для «жизни вечной», то, естественно, уже давно (в III-IV веке) возникла ассоциация с пеликаном. Отсюда и «воскрешение через три дня» в «бестиариях».

Одним из первых христианских апологетов, связавшим Христа и пеликана, был Евсевий: «В Пс 101:7 сказано: "я уподобился пеликану в пустыне". Поскольку известно, что обычно пеликаны в пустыне не обитают, Евсевий Кесарийский предположил, что речь идет о легендарной птице пеликане, которая якобы кормит птенцов своей кровью (Евсевий усмотрел здесь прообраз Христа)». (http://www.biblicalstudies.ru/Books/Dict4Z.html) Ср: «Ибо говорят, что пеликан так сильно любит своих птенцов, что сжимает их своими когтями до смерти. Но потом он погружается в глубокую печаль и на третий день ранит сам себя, и кровь из его раны капает на птенцов, в результате чего они воскресают из мертвых . Пеликан символизирует Господа, который настолько любит наш мир» (HonoriusofAutun, Speculum de mysteriis ecclesiae (Migne, P. L., vol. 172, col. 936)

Позже к восхвалению пеликана подключился сам «божественный доктор» Фома Аквинский, написавший «гимны Телу Христова»:

«Иисус любимый, Пеликан благой,
Ты меня очистил Кровью Пресвятой».

(гимны Телу Христову, Фома Аквинский, XIII век)

После этого Святой Гертруде (тот же XIII в.) постоянно является Христос в виде Пеликана, кормящего человечество своей кровью. В знаменитом стихе из «Рая» Иисус Христос назван «nostro Pelicano» ["Наш Пеликан" (лат.)] - Пеликан человечества. Здесь отражается представление об Апостолах, кормящихся кровью Христа в чаяниях жизни вечной. Данте в «Рае», (25:112) недвусмысленно ссылается на апостола Иоанна как на того, кто «с Пеликаном нашим возлежа, к его груди приник». Латинский комментарий Бенвенуто де Имела объясняет Пеликана так: «Его называют Пеликаном, ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения, подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов кровью своей груди».

Христос, «в котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1, 14), призывает его [истинного христианина] и возложил на него Свою руку, — и он перед лицом всех своих прегрешений и пороков повторяет вслед за св. Фомой Аквинским: «Добрый Пеликан, Иисус, Господи наш, очисти меня нечистого Своей кровью». Он знает, что ничего не может своими силами, но все может во Христе. (Дитpиx фoн Гильдeбpaнд. CУЩHOCTЬ XPИCTИAHCTBA)

С тех пор «Благой Пеликан» присутствует в церковной символике. В архитектуре (например, Гауди, храм Саграда Фамилиа (ElTemplo Expiatorio de la Sagrada Familia, или храм Святого семейства - Рождественский фасад, портал Любви с изображением рождества Иисуса и пеликана), на иконах и картинах (напр., Елизавета I: Портрет с Пеликаном, 1575), и, конечно же, надарохранительницах . Эту птицу порой можно видеть сидящей или гнездящейся на вершине креста (например, картина Лоренцо Монако Христос-Страстотерпец, 1403 г., галерея Уффици - раненый пеликан с двумя птенцами), а также на многочисленных барельефах. В 15-м веке пеликан стал символом розенкрейцеров - «рыцарей пеликана».

В народе со временем значение кормления кровью забылось, и пеликан стал трактоваться, как символ «заботы о детях», позжепеликан стал символом педагогики . Управление детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии в России имело официальной эмблемой изображение пеликана, кормящего птенцов. В 1898 году Управление детских приютов в поисках средств на благотворительные нужды стало выпускать конверты с марками с этим изображением по 5 и 7 коп. В России и сегодня много детских домов под названием «Пеликан». Надеюсь, что кровью там детей не кормят:-)

Православные тем временем сумели древнюю легенду о пеликане «творчески переработать» и даже притянуть к ней за уши змея-дьявола, от яда которого спасает Кровь Христа-Пеликана, ибо «Эта кровь капает в клюв маленьких пеликанов» - христиан:

Существует легенда: «Пеликан, узнав, что его младенцам грозит смерть от укуса ядовитой змеи, решается на поступок, раскрывающий его огромную любовь. Он встает над бессильными птенцами и начинает выклевывать себе бок, пока из образовавшейся раны не польется кровь. Эта кровь капает в клюв маленьких пеликанов. И те, приняв кровь как противоядие, вновь оживают и спасаются, благодаря самоотверженной ране родителя, который произвел их на свет, а теперь возрождает».

То же самое случилось и с нами, благодаря крестной смерти Господа. «Как птица пеликан, разрывая клювом бок свой, кровью оживляет птенцов, так и Слове Божий дал жизнь нам, людям. Ибо тот древний змий, начальник зла диавол, нас ужалил в раю грехом, своим смертоносным жалом и отравил нас» (Жор. 15, 56).(По благословению Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона ТАГАНРОГСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ РОСТОВСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ Таинство смерти http://www.taganrog.orthodoxy.ru/articles/article.php?id_article=26)

Средневековые алхимики, ищущие «элексир вечной жизни», среди прочей алхимической утвари имели сосуды под названием «пеликан» (ступи вазы под названием «пеликан» см. на картине Босха «Пир в Кане» - в глубине композиции на полках серванта выставлена алхимическая утварь). «Ибо этот сосуд есть истинный философский Пеликан, а другого во всем мире не сыскать» (комментарии к «Tractatus aureus Hermetis»). В христианской и алхимической символике Пеликан стал заменой Фениксу - наиболее известному из всех символов воскрешения, что, впрочем, никак не мешало использовать эти символы параллельно.

К этому следует добавить, что существует поразительное сходство между определенными аспектами этой степени и историей, изложенной в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца». Например, на фартуке масона был вышит Пеликан, кормящий своих птенцов кровью.(Изображение Пеликана также встречается на воротниках одежды и на драгоценностях, принадлежащих посвященным в эту степень.) Сейчас мы знаем, что Пеликан и Феникс в средние века были взаимозаменяемыми символами . И как мы помним, именно кровью Феникса Христиан Розенкрейц возродил к жизни короля и королеву. (Кинг Ф. Современная ритуальная магия Глава 3. МАСОНЫ-РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ)

Феникс

В «Химической свадьбе» говорится о том, что Христиан Розенкрейц накануне Пасхи был приглашен на королевскую свадьбу. Вот описание Ф. Кинга:

Большинство из гостей не сумели пройти испытание и вернулись домой, позабыв все, что происходило во дворце. А Розенкрейц в числе немногих преодолел его. На них набросили Золотое Руно, пригласили к столу, а затем показали чудеса, имевшиеся во дворце, в том числе Великого Феникса - символ Христа . На следующий день те, кто успешно прошел испытания, приняли участие в пиршестве. Когда трапеза была закончена, они сменили белую одежду на черную. Внезапно явился человек в черном. Он убил короля и королеву и положил их в гробы.
Затем Розенкрейц и его спутники, ведомые Девственной Наставницей, отправились к семиэтажной Башне Богов, где немедленно начали готовить материал для «Великого Делания» - magnum opus алхимиков. В итоге им удалось с помощью крови, взятой у Феникса, воскресить короля и королеву к жизни и славе и стать «Рыцарями Золотой Розы-Креста».
Может быть, вся эта история - обыкновенная сказка;

«В средневековой живописи Феникс олицетворял божественную природу Иисуса Христа, если изображался рядом с пеликаном (символом его человеческой природы)», - сообщает словарь символов Джека Тресиддера.

Итак, как священный Грааль, который тогда искала вся средневековая Европа, так и Пеликан или Феникс (человеческая и божественная природа Христа соответственно) служили одной цели: воскрешению из мертвых. И, естественно, только с помощью крови.

Это есть египетская Исида ласточка? - МАРТлетте


Живущая на воде птица, которая, согласно легенде, настолько любит своих птенцов, что кормит их собственной кровью (вырывают куски из своей груди), раздирая себе грудь (сейчас известно, что они достают запасы пищи из своего подклювного мешка). (Керл-8).

Тот факт, что гнездящиеся взрослые птицы наклоняют клюв к груди и кормят птенцов принесенной в горловом мешке рыбой, привел к ошибочному заключению, будто птицы-родители разрывают себе грудь, чтобы напитать птенцов своей кровью.

Символически весомый образ птицы. Жертвенная любовь (жертвенность), милосердие и кротость. Одна из наиболее известных аллегорий Христа, и именно в таком качестве фигурирует в виде семидесятой эмблемы "Символического искусства" Босха (Керл-32). С тем же своим значением может украшать сосуд в натюрморте.

Атрибут персонифицированного Милосердия. Символ самоотверженной родительской любви.

Символ сыновней преданности в геральдике.

Античность

О пеликане говорят "быть по милосердию его". Для римлян милосердие (pletas) означало почитание своих родителей.

Служит одним из основных символов алхимии, будучи в некотором смысле противоположностью ворону.

Этот символ всплывает также в образном мире алхимии как образ, с одной стороны, определённого рода реторты, чей "клюв" склонился к пузатой выпуклости, с другой - распавшегося в жидком свинце философского камня, который плавится и растворяется, чтобы вызвать превращение свинца в золото. Тем самым пеликан представляется символом бескорыстного стремления к облагораживанию.

Масонство

Как "бескорыстное стремления к облагораживанию" он также иллюстрирует "розенкрейцеровское" звание шотландской системы масонства. Принадлежащие к нему "рыцари розы и креста" в старых системах называются также "рыцарями пеликана".

Эмблематика

Говорят, что в периоды нужды, он кормит своих птенцов своей собственной кровью. Поэтому моралисты сделали его символом родительской любви, люди религиозные - символом любви нашего Спасителя, а поэты с самых древнейших времен прибегали к этому образу для олицетворения описанных представлений. (См. рис.5 в табл. 61.)

Пеликан, кормящий своих птенцов.

Эта птица, часто посещающая соленые и пресноводные водоемы, отличается чрезвычайной прожорливостью и очень любит питаться рыбой. К излюбленным местам её обитания относятся самые отдаленные и заброшенные леса, где она строит гнезда и выкармливает своих птенцов. Из всего этого следует, что фраза "пеликан пустыни" не соответствует действительности. В эти отдаленные, покрытые лесами местности пеликан приносит пропитание для своих многочисленных отпрысков, для чего природа снабдила эту птицу широким, расположенным рядом с глоткой, карманом. Если бы в прошлом нашелся человек, которому бы довелось увидеть, как самка пеликана кормит птенцов, доставая пищу из своего кармана, он бы засомневался в том, что она кормит птенцов собственной кровью. Таким образом из обыкновенной ошибки родилась история об этом чуде, которую доверчивое и старательное невежество пронесло через многие столетия.

Обрати внимание, как пеликан,

Чтоб накормить своих ослабевших детенышей,

По своей воле выпускают свою кровь.

Не имея иного способа спасти других,

Эта птица наносит раны себе.

Когда увидишь эту святую эмблему,

Обраты свой взгляд и душу к тому,

Кто умер за тебя.

Христианство

Р.хр. писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим Свою кровь во имя спасения человечества.

Р.хр. "Физиологус" - птица убивает своих непослушных детей (или они умерщвляются змеями), но по истечении трех дней может, кровью своего сердца пробудить их к жизни, из-за чего сама она жизни лишается.

Легенда повествует о том, как пеликан кормит своей кровью детенышей, проткнув свою грудь клювом. Самый ранний бестиарий - анонимный "Физиолог" - утверждает, что самка задушила своего детеныша в порыве любви и что вернувшийся самец, пропоров свой бок, дал детенышу напиться его крови. В эпоху Возрождения этот образ служил символом милосердия и был также подходящей иллюстрацией концепции, согласно которой кровь Христа излилась во спасение человечества. Данте ("Рай", 25:112) ссылается на апостола Иоанна как на того, кто "с Пеликаном нашим возлежа, к его груди приник". Эту птицу порой можно видеть сидящей или гнездящейся на вершине креста.

Средневековый "Бестиарий" цитирует забытую церковную песню с текстом "О, пеликан, полный добра. Господи Иисусе" и упоминает о свойстве водяной птицы потреблять лишь столько пищи, сколько действительно необходимо для поддержания жизни. "Подобным образом живет отшельник, который питается только хлебом: он не живет, чтобы есть, но лишь ест. чтобы жить" (Унтеркирхер).

Пеликан стал символом жертвы Христа, распятого на кресте, ибо Христос любил все человечество. В этом смысле пеликан также символизирует святое причастие. Это толкование основано на Псалме 101:7, где говорится: «Я уподобился пеликану в пустыне» (здесь виден намек на Христа).

Иногда гнездо пеликана изображают на вершине креста, а иногда – в сценах распятия Христа..

Представляет человеческую природу Христа и составляет пару птице Феникс.

В христианстве это жертва Христа; Христос, по Данте, - это по… ???

Иллюстрации

Пеликан в книге, оттиснутой с гравированных деревянных досок. И. Эйзснхут. Регенсбург. 1471 г.